Здоровье глаз

Особенности развития детей с нарушением зрения

Причины нарушения зрения у детей

Они бывают врожденными и приобретенными.

Врожденные причины проблемы могут быть такого характера:

  • Воздействие на организм ребенка вирусов, бактерий, паразитов. Даже перенесенный будущей мамой грипп во время беременности может спровоцировать проблемы со зрением у будущего ребенка;
  • Нарушенный обмен веществ в период внутриутробного развития плода;
  • Генетическая обусловленность;
  • Доброкачественные врожденные новообразования головного мозга малыша.

Среди приобретенных причин врачи выделяют следующие:

  • Травмы. Часто провокатором становятся травмы головы, полученные в раннем возрасте ребенком, а также родовые травмы;
  • Внутричерепное либо внутриглазное кровоизлияние;
  • Повышение глазного давления;
  • Последствия перенесенных болезней. Это могут быть как болезни вирусного, бактериального характера, так и заболевания иного рода;
  • Преждевременные роды у мамы малыша тоже входят в список приобретенных причин нарушения зрения у ребенка.

Виды нарушений зрения

Понятие отклоняющегося развития. Положение Л.

С. Выготского о структурно-динамическомизучении отклоняющегося развития.

Общие и специфические закономерности отклоняющегося развития. Основные параметры, определяющие характер нарушений в развитии.

Возрастная восприимчивость к различным патогенным воздействиям. Международная классификация психических и поведенческих расстройств10-гопересмотра.

Современные отечественные классификации В. В

Ковалева, В. В

Лебединского, М. М

Семаго. Варианты нарушенного развития (по В.

В. Лебединскому): недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие, дефицитарное развитие, искаженное и дисгармоническое развитие.

Компенсация, декомпенсация, псевдокомпенсация и гиперкомпенсация нарушенных функций.

Идея компенсации и сверхкомпенсации стала центральным понятием

всистемах психологии, основанных на принципе целостности психики (В. Штерн, А. Адлер, Л.С. Выготский).

Компенсация психических функций – это возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций. Предлагают выделять первичную и вторичную компенсацию. Первичная компенсация протекает

видее целенаправленной деятельности, направленной на относительное уменьшение меры проявления основного нарушения. С этой целью используются коррекционные технические средства (очки, слуховые аппараты).

В психологическом аспекте значительно сложнее компенсация в области вторичной симптоматики, т.е. в области психологических последствий нарушения. Сущность вторичной компенсации заключается в повышенной чувствительности неповрежденных анализаторов в результате достаточно интенсивного и продолжительного упражнения и тренировки.

Под компенсаторным механизмом понимается процесс компенсации и сверхкомпенсации сенсорных, физических и умственных недостатков или эмоциональных нарушений на уровне личности. Компенсация приобретает характер целенаправленного поведения.

При компенсации психических функций возможно вовлечение в ее реализацию новых структур, которые раньше не участвовали в осуществлении данных функций или выполняли при этом другую роль. Выделяют два типа компенсации.

Первый – внутрисистемная компенсация, которая осуществляется за счет привлечения сохранных нервных элементов пострадавших структур. При потере слуха это развитие остаточного слухового восприятия.

Второй тип – межсистемная компенсация, которая осуществляется путем перестройки функциональных систем и включения в ра-

Есть несколько критериев, по которым они определяются.

Так, нарушение зрения у ребенка может быть таких видов:

  • Функциональное. Оно характеризуется наличием изменений, поддающихся коррекции либо вовсе проходящих со временем самостоятельно. Примерами таких болезней глаз детей являются астигматизм, дальнозоркость, близорукость, косоглазие;
  • Органическое. Это более тяжелый случай, поскольку причиной проблем при нем выступают изменения структуры органов зрения либо зрительного анализатора морфологического характера. Нередко органические нарушения зрения у детей сопряжены с другими серьезными проблемами – нарушением слуха, ДЦП, задержкой умственного развития и т. д.

Согласно причинам, обусловившим явление, выделяют такие его виды:

  • Врожденное. В этом случае повреждающий фактор оказывает воздействие на организм малыша во время внутриутробного его развития. Чаще всего провокаторами разного рода проблем становятся расстройства метаболической природы, инфекции;
  • Наследственное нарушение. Склонность к болезни может передаваться по наследству, и проявиться заболевание может, в том числе у маленького пациента;
  • Приобретенные недуги, развивающиеся из-за воздействия провокаторов, которое осуществлялось после рождения малыша. Это могут быть, например, травмы, инфекции.

Она осуществляется в зависимости от остроты зрения маленького пациента. Этот показатель определяется его способностью зрительно воспринимать 2 яркие точки, отстоящие от него на минимальном расстоянии.

Если в офтальмологической таблице он видит знаки, буквы, находящиеся в 10 ряду, на расстоянии 5 м, острота зрения считается нормальной, соответствует значению 1,0. При наличии отклонений от этой нормы вверх либо вниз при восприятии букв и знаков в 10 ряду изменение остроты зрения соответствует значению 0,1.

Классификация детей с нарушением зрения такова:

  • Слабовидящие. Значение нарушения остроты зрения у таких пациентов составляет 0,05-0,2 ед. Данное отклонение, будучи существенным, не мешает ребенку тем не менее воспринимать из окружающего мира информацию посредством органов зрения. В силу того, что у него формируются зрительные образы, малыш может посещать детский сад, школу, впитывать учебный материал, читать, писать;
  • Слепые. В этом случае при диагностике определяется абсолютная остановка в развитии зрения, отсутствие образного восприятия информации из окружающего мира. У слепых детей может быть остаточное зрение, острота которого составляет 0,04 ед., и это значение приходится на глаз, который видит лучше при применении средств, способствующих коррекции зрения. В ряде случаев сохраняется способность различать свет. Таким пациентам обычно показано домашнее обучение либо посещение детского сада, школы компенсирующего типа;
  • Частично слепые. У таких деток сохраняется способность к различению света, формированию образов. Показатель остроты зрения составляет 0,005-0,4;
  • Тотально слепые. В этом случае диагностируется полное отсутствие зрительных образов. Деткам с таким диагнозом показано индивидуальное обучение, воспитание, и не показано посещение детского сада.
ПОДРОБНЕЕ:  Таблица зрения окулиста для проверки онлайн бесплатно ребенку, взрослому в домашних условиях

В зависимости от того, когда развивается нарушение зрения у детей, пациентов классифицируют и таким образом:

  • Слепые с рождения малыши, у которых диагностирована полная слепота уже при появлении на свет либо проявила себя в первые три года жизни ребенка;
  • Малыши, у которых слепота развивается постепенно. С момента рождения у таких деток развитие зрительной функции происходит с 6 лет или позже останавливается.

Нарушения зрения у ребенка могут быть функционального или органического характера. Первые характеризуются преходящими изменениями, которые поддаются коррекции или могут пройти самостоятельно (пример – косоглазие, близорукость, дальнозоркость, астигматизм и др.). Органические же поражения имеют в основе морфологические изменения структуры глаза или других отделов зрительного анализатора (зрительные нервы, проводящие пути и др.).

особенности ощущения детей с нарушением зрения

Часто при органических нарушениях зрения выявляют сопутствующие поражения нервной системы или врожденные пороки развития – ДЦП, нарушения слуха, задержка умственного развития и др.

По причине, вызвавшей нарушения зрения их классифицируют на:

  • Врожденные – если повреждающий фактор действовал в период внутриутробного развития плода (чаще инфекции и метаболические расстройства);
  • Наследственные – когда заболевание глаз передается из поколения в поколение (например, дальтонизм, катаракта, глаукома и др.);
  • Приобретенные – если причина действовала после рождения ребенка (инфекции, травмы и др.).

По степени снижения остроты зрения детей разделяют на слабовидящих, с остаточным зрением или тотально слепых.

Все нарушения зрения делятся на функциональные и органические. К функциональным относятся амблиопия (снижение зрения не регулируемое оптически) и косоглазие, которые могут поддаваться исправлению. Органические нарушения – патологии структуры глаза и других частей зрительной системы. Они могут приводить к остаточному зрению, слабовидению, слепоте.

Согласно международной классификации нарушений зрения, если острота лучше видящего глаза после оптической коррекции менее 0,3, то это низкое зрение. Если острота зрения ниже 0,05, то человек считается слабовидящим. Если острота зрения ниже 0,02, то такие люди официально признаются слепыми. Дети с остаточным зрением, слабовидящие и слепые обучаются в специализированных заведениях.

Развитие детей с нарушениями зрения

Для каждого родителя его чадо — самое важное и главное. Это такой закон природы, когда человек ограждает потомство от любой опасности.

Однако одного ограждения мало, очень важно вовремя помочь ребенку, если произошли отклонения в состоянии здоровья.

Увы, но сейчас не редкость проблемы со зрением. Это могут быть самые различные патологии: начиная от внутриутробных, заканчивая приобретенными в процессе жизни.

И многим родителям стоит рассмотреть особенности детей с нарушениями зрения, чтобы понимать, как правильно поступить в той или иной ситуации, как помочь малышу адаптироваться к жизни с определенными условиями.

Также нужно обратить внимание на развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения.

Малышу необходимо уметь правильно научиться распознавать предметы, явления природы и прочие важные для жизни аспекты.

Ребенок с нарушением зрения - Сайт devyatkoav!

Как это сделать, давайте подумаем, рассмотрим варианты и сделаем выводы.

Для этого разделим патологии условно на три стадии. Первая будет – легкая, вторая – средняя, а третья – тяжелая. И попытаемся аккуратно, а главное, щепетильно и аккуратно взглянуть на вопрос.

ПЕРВАЯ СТАДИЯ

Сюда можно отнести легкие нарушения зрения, которые корректируются по мере роста ребенка.

Обычно при своевременном начале терапии, например, с 3-х лет, ребенок может полностью избавиться от проблемы и к 7 годам полноценно видеть. Но этот период самый важный в восприятии мира.

Малыш постигает простые истины, учится реагировать на различные вещи.

Все знают, что от 3-х лет начинается возраст «почемучек», когда ребенок начинает задавать вопросы обо всем. С неподдельным интересом прислушивается ко всему, что его окружает.

Малыш, у которого нарушено зрение, более ранимый. Это связано, во-первых, с самовосприятием ребенка, во-вторых, с социумом, в который он попадает.

Поэтому здесь родителям очень важно правильно подготовить ребенка к обществу. Научить воспринимать окружающих с определенными качествами. Очень важно не показывать ребенку его особенность с негативной точки зрения.

Дети очень тонко чувствуют наши эмоции. Поэтому, если вы будете общаться с ребенком не так, как этого требует его возраст, он быстро это почувствует.

Причем ситуация далее может развиваться в двух направлениях.

Благодаря зрению человек получает до 90% информации об окружающем мире. Поэтому, когда этот орган чувств выпадает, информация к ребенку преимущественно поступает через слух и осязание.

Особенностью детей с нарушением зрения является то, что у них формируются несколько иные представления об окружающем мире, чем у зрячих, так как формируются иные чувственные образы. В воспитании таких детей важную роль играет регулярное обращение внимания на все виды слышимых звуков.

Снижение остроты зрения кроме того, что ограничивает познание мира вокруг ребенка, несколько замедляет развитие речи, внимания и памяти. Слепые дети могут неправильно понимать слова, так как слабо соотносят их с реальными предметами, которые эти слова обозначают.

Огромную роль в развитии детей с нарушением зрения играет физическая активность. При воспитании особенно важно уделять больше времени подвижным играм и развлечениям, так как они развивают координацию и умение правильно ориентироваться в пространстве, мышечное чувство, обучают важным навыкам или даже стимулируют зрение.

Важно учитывать рекомендации офтальмолога и конкретный диагноз при формировании вариантов двигательной активности маленьких детей. Это необходимо для того, чтобы предупредить отрицательные последствия при неправильно подобранных нагрузках.

ПОДРОБНЕЕ:  Почему у ребенка болят ноги под коленями сзади чем лечить

Другой особенностью детей с нарушением зрения является то, что при обучении конкретным навыкам и действиям требуется многократное их повторение «рука об руку». Причем это необходимо повторять до тех пор, пока действие не доведется до автоматизма.

Подбирать игрушки для маленьких детей с плохим зрением нужно крупные, яркие, с фактурной поверхностью (стимулирует развитие осязания и остаточное зрение), особенно интересны им музыкальные игрушки и те, которые издают определенные звуки.

В семье слабовидящий ребенок должен быть вовлечен в процесс реализации внутрисемейных обязанностей и выполнять их по мере возможности. Не нужно ограничивать его контакты с нормально-видящими детьми.

Дети с нарушением зрения: что следует знать?

На психике ребенка сказывается время формирования зрительной патологии, ее тяжесть, наличие сопутствующих заболеваний, эффективность лечения и ситуация в семье. Чем раньше появляется дефект зрения, и чем более он выражен, тем сильнее нарушается психическое развитие.

У детей с нарушением зрения на формирование личности оказывают влияние физиологические и социальные факторы: гипо- и гиперопека, неблагоприятное социальное окружение или условия семьи, ограниченная возможность доступа к общению и получению информации.

Таким детям тяжело ориентироваться в пространстве, из-за этого они ведут малоподвижный образ жизни. Это, в свою очередь, вызывает слабость мышц (мышечную гипотонию).

Для развития навыков ориентирования в пространстве надо постоянно тренировать сохранившиеся анализаторы (восприятие вибрации, слух, тактильную и кожно-кинестетическую чувствительность).

Причины нарушения зрения у детей

Дети с нарушениями зрения познают мир в большей степени через слух и осязание. В результате этого у них формируется другое представление о мире, чем у зрячих, а чувственные образы имеют иные качество и структуру.

К примеру, слепые дети узнают машину или соловья вовсе не по внешним качествам, а по звуку. Вот почему так важно обращать внимание детей на разнообразные звуки.

Снижение остроты зрения не только ограничивает процесс познания окружающего мира, влияет на развитие речи, памяти, воображения.

Иногда слабовидящие или слепые дети неправильно понимают слова, поскольку слабо соотносят их с реальными объектами. В таком случае, им не обойтись без квалифицированной логопедической помощи.

Очень важным этапом в развитии (и как составляющая лечения) таких детей является физическая деятельность. Особенно важно как можно больше времени уделять подвижным играм, стимулирующим зрение, развивающим координацию движений, укрепляющим мускулатуру, обучающим определенным навыкам.

Но при организации двигательной активности детей с нарушениями зрения необходимо учитывать рекомендации врача-офтальмолога, а также диагноз конкретного ребенка. В ином случае, при наличии неправильно подобранных нагрузок, возможен обратный эффект.

Особенное значение в развитии таких детей занимает обучение умению правильно ориентироваться в пространстве. В основном, это достигается в процессе выполнения специальных упражнений и заданий.

Если детей с нарушениями зрения обучают какому-то конкретному действию, то делать это нужно многократно, повторяя «рука в руку» и до тех пор, пока оно не дойдет до автоматизма.

Свои действия обязательно нужно описывать словами, чтобы ребенок четко уяснил, что и для чего он делает.

Игрушки таких детей должны быть крупными, достаточно яркими (но не стоит покупать экземпляры «ядовитых» цветов). Интересными будут для них музыкальные игрушки, а также состоящие из разнообразных материалов, стимулирующих тактильные ощущения.

Становление речи у зрячих и лиц с нарушениями зрения осуществляется принципиально одинаково, однако отсутствие зрения или его глубокое нарушение изменяет взаимодействие анализаторов, в силу чего происходит перестройка связей и при формировании речи она включается в иную систему связей, чем у зрячих.

Речь слабовидящего развивается и усваивается в ходе специфически человеческой деятельности общения с людьми и предметами окружающей действительности, но имеет свои особенности формирования – изменяется темп развития, нарушается словарно – семантическая сторона речи, появляется «формализм», накопление значительного количества слов, не связанных конкретным содержанием.

Понимание слабовидящим ребенком смысла слова, как и зрячим, проходит целый ряд ступеней.

К полутора годам понимаемые слова становятся более стойкими и обобщенными: ребенок знает название ограниченного круга окружающих предметов, действия с ними и названия отдельных качеств предметов, может оценить их (хороший – плохой, большой – маленький).

Развитие речевого общения слабовидящего, как и зрячего ребенка, опирается на развитие фонематического слуха.

Примерно после полутора лет происходит скачок в развитие речи ребенка и она начинает развиваться ускоренными темпами. Именно в это время ребенок использует речь для общения.

Причины, вызывающие нарушения слуховой функции. Нарушение слуха: врожденные и приобретенные.

Зависимость тяжести дефекта слуховой функции от степени поражения и возрастного периода развития ребенка. Степень речевого недоразвития – основной принцип психологопедагогической классификации детей с недостатками слуха.

ПОДРОБНЕЕ:  Живая вакцина от полиомиелита и непривитый ребенок

Категории детей с недостатками слуха: глухие, слабослышащие, ранооглохшие и позднооглохшие дети. Глухие дети: специфика компенсаторных процессов.

Компенсаторное значение письменной и дактильной речи в психосоциальном развитии ребенка. Значение жестовой речи.

Подражание речи нормально слышащих людей. Психологические различия между ранооглохшими и позднооглохшими детьми.

Слабослышащие дети. Психологопедагогическая характеристика детей, характеризующихся различными степенями снижения слуховой функции.

Специфика речевого недоразвития в условиях слабослышания. Особенности психических процессов у детей с недостатками слуха: отставание в развитии скорости зрительного восприятия перспективных и контурных изображений, в понимании смысла и эмоциональных состояний изображенных персонажей; повышенное.

Когда малыш еще совсем крошечный, производить можно только косвенную проверку остроты зрения, и выполняет ее оптометрист. Ребенку показывают табличку, которая разделена на две половинки. Одна из них пуста, а на второй изображены полосы.

Взор малыша должен в норме направляться на полосчатую половину таблички. Крохе показывают таблички и далее, но каждая из них с более тонкими и тонкими полосками.

Обследование продолжается, пока кроха не перестанет реагировать на полосчатую сторону таблички. Исследование проводится поочередно для каждого глаза.

На основании этой методики врач делает вывод о том, достаточная ли острота зрения у крохи для его возраста.

В возрасте чада 2-3 года родители могут самостоятельно протестировать его на наличие нарушений зрения. Нарисуйте рисунок, например, с деревьями, некоторые листья на нем прорисовав четко, а некоторые не закрасив, дом с дверьми, окнами и т.д. Попросите ребенка описать рисунок, обращая внимание на то, может ли он различать детали.

Если так и происходит, при этом ребенок не старается приблизиться к рисунку ближе чем на 20 см, можно сделать вывод о том, что зрение у него в норме. Исследовать рисунок кроха, тоже должен поочередно закрывая глаза.

Офтальмологи для выявления близорукости либо дальнозоркости используют таблички с изображением колец, находящихся друг в друге. Каждое из колец соответствует определенному показателю остроты зрения. Различить кольца испытуемый должен с расстояния 5 м.

Для выявления астигматизма можно предложить ребенку пройти тест с использованием лучистой фигуры. Например, можно изобразить солнце с чередованием коротких и длинных лучиков, ширина которых должна быть одинаковой.

Испытуемому нужно предложить рассмотреть изображение с расстояния 1 м. Ребенок должен с поочередно закрытыми глазами рассмотреть рисунок, и, если есть существенные различия в его восприятии и действительно прорисованных деталях, следует обратиться к офтальмологу.

При подозрении на какие-либо нарушения зрения офтальмолог проводит исследование диска зрительного нерва, сетчатки, передней глазной камеры, конъюнктивы. Также врач определяет тип нарушения преломляющей глазной силы – рефракции.

Ввиду того, что в ряде случаев нарушения развиваются еще во внутриутробном развитии ребенка, будущей маме следует беречь себя от недугов, которые могут спровоцировать проблемы со зрением у будущего малыша.

Профилактику необходимо осуществлять с первых недель жизни крохи. Первый визит к врачу-офтальмологу необходимо нанести, когда малышу исполнится 1 месяц для диагностирования возможных врожденных нарушений или их исключения.

Далее обязательно нужно проверить остроту зрения, когда ребенку будет 2-3 года.

Для профилактики приобретенных болезней глаз следует делать гимнастику для органов зрения. Следите за тем, чтобы малыш не проводил много времени за компьютером, не читал лежа, и делал во время «общения с книгой» перерывы длительностью в несколько минут.

Чтобы увеличить шансы на успешную коррекцию нарушенного зрения у детей, следует как можно раньше обратиться к офтальмологу и начать лечение.

Чтобы надолго сохранить хорошее зрение, необходима профилактика его нарушений у детей. Заниматься этим следует с первых месяцев жизни малыша.

Так, первый визит к офтальмологу здоровый ребенок должен совершить вместе с мамой в возрасте 1 месяца. Врач осуществит диагностику возможных врожденных проблем с органом зрения и даст рекомендации по профилактике нарушений зрения у детей.

В возрасте 2-3 лет можно уже проверить по специальным таблицам остроту зрения. Ранняя диагностика позволит избежать в будущем многих проблем с учебой в школе.

Обучение детей с нарушениями зрения должно учитывать рекомендации окулиста. Абсолютно слепые дети могут посещать специализированные детские сады и обучаться в школах-интернатах для слепых и слабовидящих. Возможно получение среднего образования на домашнем обучении. При остаточном зрении обучение детей с нарушениями может проводиться с применением специального оборудования и пособий.


Если ребенок умеет читать, он должен обязательно соблюдать правила гигиены чтения – не читать лежа, делать перерывы около 3-5 минут, выполняя специальную гимнастику для глаз. Также врачи рекомендуют ограничить просмотр телевизора и время компьютерных для игр.

Adblock
detector