Здоровье глаз

Безбарьерная среда для людей с ограниченными возможностями передвижения

Подпрограммы «Доступной среды»

В интернет-магазине «РЕТАЙЛ — доступная среда» Вы найдете все виды оборудования и материалов для адаптации объектов по программе «Доступная среда». От пандусов и поручней до мнемосхем, тактильной плитки, табличек и индукционных систем.

Адаптационное оборудование используется для оказания помощи незрячим, слабовидящим, глухим, слабослышащим людям, а также людям с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата в физическом попадании на объекты, безопасном пребывании и передвижении, информировании и свободном ориентировании.

Конечной целью адаптации объекта любого назначения является доступность, безопасность, информативность и комфортность места обслуживания для инвалидов и иных маломобильных групп населения.

Таким образом, обращаясь в наш интернет-магазин доступной среды, Вы получаете всё необходимое для создания безбарьерной среды.

Так как мероприятия реализуются уже довольно длительное время, то некоторые этапы считаются выполненными, другие либо действуют сейчас, либо ждут своей очереди.

В настоящее время программа включает пять этапов:

  1. 2011-1012 годы. В этот период создавалась нормативно-правовая база, которая ныне предоставляет возможности для:
    • реализации мероприятий;
    • инвестирования средств в конкретные объекты.
  2. 2013-2015 годы. Создание материальной базы за счет федеральных средств. А именно:
    • строительство, реконструкция центров реабилитации;
    • их оснащение необходимыми техническими средствами;
    • приобретение специального оборудования для учреждений:
      • здравоохранения;
      • образования.
  3. 2016-2018 годы. Реализация основных задач программы. Контроль за внедрением заявленных целей и приоритетов. Корректировка взаимодействия:
    • федеральных и региональных ведомств;
    • организаций — исполнителей и органов власти.
      В 2016 г. включено дополнительно направление – создание реабилитационной инфраструктуры. В 2018 г. в Свердловской области, Пермском крае действуют пилотные проекты, позволяющие формировать реабилитационные системы.
  4. 2019-2020 годы:
    • Проведение мониторинга эффективности проделанной работы.
    • Подведение итогов.
    • Анализ результатов.
    • Выработка решений по поводу дальнейшей деятельности в сфере создания условий для нормальной жизни граждан с ограниченными возможностями.
    • Финансирование регионов (на сумму до 400 млн р.) для оснащения реабилитационных центров.
  5. 2021-2025 годы:
    • отработка пилотных проектов по сопровождаемому проживанию, в том числе учебному (тренировочному), для обучения лиц с инвалидностью навыкам самостоятельной жизни;
      Точный перечень мероприятий будет определяться в ходе бюджетирования в соответствующие бюджетные периоды.

Ответственным исполнителем программы заявлено Министерство труда РФ. На это ведомство возложена задача по координации дельности иных многочисленных исполнителей мероприятий. К примеру:

  • Министерства связи РФ;
  • Министерство образования и науки РФ:
  • Пенсионного фонда;
  • Фонда соцстрахования и других.

Цели и задачи ФЦП «Доступная среда»

Мероприятия задумывались с тем, чтобы:

  • граждане с ограниченными возможностями ощущали себя полноценными членами общества;
  • остальные люди воспринимали их таковыми.

То есть ФЦП имеет два направления воздействия, сводящиеся к одному: преодолению разделения населения по критериям физических возможностей.

В Мордовии прошел форум «Проблемы формирования доступной среды для ...

Сложные задачи необходимо делить на сегменты, чтобы конкретизировать и детализировать их реализацию.

Для этого в ФЦП выделены следующие подпрограммы:

  1. Усовершенствование предоставления гражданам с ограничениями по здоровью государственных услуг. В том числе:
    • создание им свободного доступа в здания органов власти;
    • повышение качества обслуживания;
    • выявление проблем таких людей, которые в состоянии решить государство и местные власти.
  2. Повышение уровня адаптации и абилитации. А именно:
    • развитие производства предметов и оборудования для них;
    • внедрение соответствующих законов.
  3. Совершенствование медицинского обслуживания граждан с ограниченными возможностями:
    • выработка объективных критериев медэкспертизы;
    • контроль за своевременностью предоставления им помощи.

Мероприятия по реализации подпрограмм

Подпрограмма № 1:

  1. Создание и внедрение архитектурных проектов общественных зданий с учетом нужд граждан с ограничениями по здоровью. Например, школы, кинотеатры, торговые центры.
  2. Обеспечение улиц городов специальными наглядными пособиями:
    • картами;
    • баннерами;
    • указателями.

3. Проведение культурных и массовых мероприятий с привлечением инвалидов и стимулированием их активности.

4. Строительство нового жилья под потребности лиц с ограничениями.

Подпрограмма № 2:

  1. Создание и внедрение национальных шаблонов, направленных на нормальное восприятие в обществе физических ограничений некоторых его членов. Например, проведение специальных уроков в школах.
  2. Стимулирование предпринимателей с целью трудоустройства инвалидов.
  3. Организация мероприятий для детей-инвалидов с целью их адаптации в общественную среду.
ПОДРОБНЕЕ:  Угол зрения - разбираемся подробно с этой возможностью

Подпрограмма № 3:

  1. Создание и внедрение единой модели для взаимодействия медучреждений.
  2. Формирование профессиональной кадровой базы для обслуживания лиц с ограничениями.
  3. Совершенствование критериев медицинской экспертизы.
  4. Создание единой электронной базы для медучреждений.

В рамках международных договоренностей и национального законодательства осуществляются определенные действия, направленные на реализацию поставленных в программе задач. Активно создаются условия, направленные на то, чтобы инвалиды имели возможность полностью развивать свои способности, заниматься спортом и максимально интегрироваться в общество.

Базовый критерий оценки социальной политики — это наличие доступности для таких граждан физической среды. Речь идет о возможности пользоваться жильем, транспортом и каналами информации; получить образование и работу.

До недавнего времени в российской практике градостроительства организации всех видов обслуживания не учитывали особые потребности инвалидов. В настоящее время ситуация кардинально изменилась, существует ряд постановлений.

Формирование безбарьерной среды- важная задача, которой уделяется внимание при проектировании строительства, реконструкции и капитальном ремонте. В результате сметная стоимость увеличивается в пределах 6%. Обычно это значительная сумма. Но данные расходы только на первый взгляд кажутся чрезмерными. Рассмотрим основные плюсы.

Создание удобных условий жизнедеятельности способно повлиять на качество жизни всех граждан, даже не имеющих физические ограничения.

Плавный спуск, съезд и установленный пандус сможет помочь не только инвалидам. Другим гражданам более удобно подняться или спуститься по наклонной поверхности.

Поручни также необходимы пожилым, женщинам «в положении», детям и людям с ожирением. Даже очень мобильные люди, не имеющие физических ограничений, в плохую погоду или гололед предпочтут воспользоваться теми лестницами, которые оборудованы перилами.

Контрастные маячки, которые необходимы людям с ограниченными возможностями зрения, помогут другим людям свободно ориентироваться, а звуковыми сигналами, созданными на перешеходных переходах для слабослышащих, пользовался каждый.

Общие требования к зданиям, сооружениям и их участкам

1.1 Пандусы

Активисты ОНФ в Мордовии приняли участие в форуме «Проблемы ...

В здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения (далее – МГН), с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием.

Участки пола на путях движения на расстоянии 0,6 м перед входами на пандусы должны иметь рифленую и/или контрастно окрашенную поверхность. Максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 8%.

При перепаде высот пола на путях движения 0,2 м и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 10%. В исключительных случаях допускаются винтовые пандусы.

Вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни пандусов следует, как правило, располагать на высоте 0,7 и 0,9 м, у лестниц — на высоте 0,9 м, а в дошкольных учреждениях также и на высоте 0,5 м.

Ширина пандуса при одностороннем движении должна быть не менее 1 м, в остальных случаях – не менее 1,8 м. Площадка на горизонтальном участке пандуса при прямом пути движения или на повороте должна быть не менее 1,5 м.

Доступная среда для инвалидов по зрению

Следует предусматривать бортики высотой не менее 0,05 м по продольным краям маршей пандусов, а также вдоль кромки горизонтальных поверхностей при перепаде высот более 0,45 м для предотвращения соскальзывания трости или ноги, что важно не только для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, но также и для других категорий инвалидов, в том числе слабовидящих и слабослышащих.

1.2 Лестницы

Под маршем открытой лестницы, имеющими высоту менее 1,9 м, следует устанавливать барьеры, ограждения и т.п., чтобы предотвратить падения и последующие травмы, особенно инвалидов по зрению.Участки пола на путях движения на расстоянии 0,6 м перед входами на лестницы должны иметь предупредительную рифленую и/или контрастно окрашенную поверхность.

ПОДРОБНЕЕ:  Проверка остроты зрения у окулиста

Лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости — другими средствами подъема.

Ширина выходов из помещений и коридоров на лестничную клетку должна быть не менее 0,9 м.Ширина марша лестниц — не менее 1,35 м.Ширина проступей лестниц — не менее 0,3 м,Высота подъема ступеней — не более 0,15 м.Уклоны лестниц должны быть — не более 1:2.

Ступени лестниц должны быть сплошными, ровными, без выступов и с шероховатой поверхностью. Ребро ступени должно иметь закругление радиусом не более 0,05 м. Боковые края ступеней, не примыкающие к стенам, должны иметь бортики высотой не менее 0,02 м.

Вдоль обеих сторон всех лестниц необходимо устанавливать ограждения с поручнями.

1.3 Поручни

Вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями.

Поручни пандусов следует располагать на высоте 0,7 и 0,9 м,у лестниц — на высоте 0,9 м,в дошкольных учреждениях также и на высоте 0,5 м.

Доступная среда для инвалидов по зрению

При ширине лестниц на основных подходах к зданию 2,5 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные поручни.

Поручень перил с внутренней стороны лестницы должен быть непрерывным по всей ее высоте.

Завершающие части поручня должны быть длиннее марша или наклонной части пандуса на 0,3 м.

1.4 Дверные проемы. Двери

Входная площадка, должна иметь: навес, водоотвод, а в зависимости от местных климатических условий – подогрев для того, чтобы вход был доступен для любой категории инвалидовПрозрачные двери и ограждения следует выполнять из ударопрочного материала.

На прозрачных полотнах дверей следует предусматривать яркую контрастную маркировку высотой не менее 0,1 м и шириной не менее 0,2 м, расположенную на уровне не ниже 1,2 м и не выше 1,5 м от поверхности пешеходного пути.

Поверхности покрытий входных площадок и тамбуров должны быть твердыми, не допускать скольжения при намокании и иметь поперечный уклон в пределах 1-2%.

Ширина дверных и открытых проемов в стене, выходов из помещений и из коридоров на лестничную клетку должна быть — не менее 0,9 м.

Формирование доступных условий для жизнедеятельности инвалидов имеет значительный экономический результат.

Во-первых, организация безбарьерной средыпостепенно снижает необходимость в стационарных учреждениях интернатного типа, сокращаются расходы на их строительство и содержание. Это одно из основных достижений программы.

Во-вторых, появляются новые налогоплательщики. Многие работоспособные инвалиды способны устроиться на работу. Это же в ситуации демографической «ямы» и при наличии нехватки трудовых ресурсов во многих регионах решает большое количество проблем.

В-третьих, имеется возможность устроить судьбу некоторых граждан с особыми возможностями здоровья, которые способны самостоятельно передвигаться и не зависеть ни от кого.

Как показывает статистика, в результате имеющиеся расходы государства окупаются в течение пяти-десяти лет.

В настоящее время в большинстве городов России уже создается безбарьерная среда. Москва в этом списке занимает лидирующие позиции.

ПОДРОБНЕЕ:  Зрение при остеохондрозе шейного отдела

«Маломобильные» группы населения, имеющие инвалидность

Категории граждан, имеющие ограниченные возможности здоровья, отличаются разными видами физических и иных ограничений. Естественно, безбарьерная среда для них должна удовлетворять специфические потребности их жизнедеятельности.

Но это требование можно отнести и к иным категориям граждан, которые не отличаются теми или иными физическими ограничениями. Создание определенных условий сделает их жизнь более удобной.

Если опираться на нормативные документы РФ, то «маломобильные» группы населения это:

  • инвалиды, имеющие поражения опорно-двигательного аппарата;
  • инвалиды, имеющие нарушения слуха и зрения.

II Санитарно-гигиенические помещения

В общественных уборных необходимо предусматривать не менее одной универсальной кабины, доступной для всех категорий граждан.Универсальная кабина уборной общего пользования должна иметь размеры:– ширина — не менее 1,65 м;– глубина — не менее 1,8 м.

В кабине рядом с унитазом следует предусматривать пространство для размещения кресла-коляски, а также крючки для одежды, костылей и других принадлежностей.

В санитарно-гигиенических помещениях следует предусматривать установку поручней, штанг, поворотных или откидных сидений.

IV Парковка

На открытых индивидуальных автостоянках около учреждений обслуживания следует выделять не менее 10% мест (но не менее одного места) для транспорта инвалидов. Эти места должны обозначаться знаками, принятыми в международной практике (ст.15 ФЗ №181-ФЗ).

Места для личного автотранспорта инвалидов желательно размещать вблизи входа, доступного для инвалидов, но не далее 50 м, а при жилых зданиях — не далее 100 м.

Ширина зоны для парковки автомобиля инвалида должна быть не менее 3,5 м.

V Транспорт

Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами.

Организации осуществляющие транспортное обслуживание населения обеспечивают оборудование указанных средств специальными приспособлениями и устройствами в целях создания условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами.

(ст.15 ФЗ №181-ФЗ)

5.1 Метрополитен

Безбарьерная среда в школе

Благодаря государственной программе «Безбарьерная среда», у каждого ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья, есть шанс посещать образовательное учреждение. В настоящее время в каждом районе России существует хотя бы одна оборудованная школа.

Основные изменения для создания особой среды в общеобразовательном учреждении должны осуществляться по следующим направлениям.

Во-первых, для передвижения инвалидов необходимо оборудовать крыльцо и построить пандусы, установить складные платформы и расширить дверные проемы. Это позволит данной категории граждан чувствовать себя уверенно и безопасно.

Во-вторых, для ориентации детей с нарушениями зрения необходимо осуществить покраску контрастным цветом крайних ступеней лестниц. Для данной категории рекомендуется установить особые световые маячки, которые помогут данным учащимся свободно передвигаться по образовательному учреждению.

В-третьих, для реабилитации детей в школах создают кабинеты здоровья и мультисенсорные комнаты, в которых проходят занятия со специалистами.

В-четвертых, кабинеты должны быть оборудованы современным оборудованием и специальной мебелью. Это поможет усовершенствовать процесс обучения.

В-пятых, для лиц с ограниченными возможностями передвижения современные информационные технологии — это настоящее «окно» во внешний мир. Поэтому школы должны быть полностью укомплектованы всем необходимым.


Для детей, имеющих ограниченные возможности, необходимо создавать безбарьерную среду. Благодаря этому они смогут реализовать свой потенциал.

Adblock
detector