Здоровье глаз

Развитие интеллекта младших школьников на уроках математики » Мир учителя

Внимание

Поступая в школу, малыш осваивает новую для себя деятельность. По сравнению с игрой, учеба требует большей концентрации, а значит, и произвольного внимания. Необходимо сосредоточиться не на том, что заинтересовало сейчас, а на том, что нужно делать именно в данный момент. Рассказ учителя важней, чем летящий за окном самолет.

У младшего школьника, особенно у первоклассника, внимание еще неустойчиво, поэтому учитель строит обучение как игру, пытается заинтересовать учеников яркими картинками, интересными историями, часто меняет задания, проводит физкультминутки.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafety

Ближе к четвертому классу дети уже способны направлять свое внимание на серьезные дела, но силы воли им еще может не хватать.

Развитию внимания способствуют игры типа:

  • «Что изменилось?» (ребенок закрывает глаза, а взрослый меняет расположение предметов);
  • «Чего не стало?» (убирается что-то одно);
  • упражнение «Корректурная проба» (предлагается найти и зачеркнуть повторяющиеся элементы) и некоторые другие методики.

Память

Без опоры на прошлое невозможно строить свою жизнь. Благодаря памяти происходит передача опыта последующим поколениям, на основе которого человечество идет дальше. Маленький ребенок помнит то, что ему интересно, а школьнику необходимо приложить усилия.

В начальных классах память развивают при помощи заучивания стихов, правил по русскому языку, пересказа. Для этого применяют опорные схемы, ориентируют детей на осмысление материала.

Мышление

Если бы у людей была только память, то они так бы и остались на первобытной стадии развития. Все достижения прогресса происходят благодаря мышлению. При этом очень важна природная любознательность ребенка, который стремится все увидеть, потрогать, собрать, разобрать и мучает взрослых вопросами.

Суть работы по развитию мышления у младших школьников состоит в том, чтобы научить их мыслить обобщенно, заложить основы теоретического познания. До школы малыш рассуждает относительно себя (лето пролетело быстро, а ждать маму в детском саду – долго). Теперь нужно понять, что существуют способы мышления, выработанные человечеством, и большинство закономерностей не зависят от наших внутренних ощущений (лето длится три месяца, а мама приходит через 8-10 часов).

на  уроках  математики

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…….3                                                                                                                         

ГЛАВА 1. ИНТЕЛЛЕКТ КАК ОДНА ИЗ СПОСОБНОСТЕЙ

ЧЕЛОВЕКА………………………………………………………………………7                              

1.1. Различные подходы к понятию «интеллект» и его структуре……………. 7                        

1.2. Возрастные особенности интеллектуального развития младших

Развитие интеллекта младших школьников на уроках математики » Мир учителя

школьников……………………………………………………………………….16                                                                                                                 

1.3. Уровни развития интеллекта младших школьников и их критерии…….18                                                                                                                               

ПОДРОБНЕЕ:  Рост и развитие ячменя, Особенности роста и развития ячменя

ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ…………………………..21

2.1. Методика (способы, приемы, методы) развития интеллекта младших 

школьников………………………………………………………………………21                                                                                                                

2.2. Рекомендуемые математические упражнения и задачи для развития

интеллекта младших школьников на уроках математики…………………….23                                                                                              

ГЛАВА 3.  ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ …………………………..27

3.1 Определение уровня развития интеллекта учащихся экспериментального и контрольного классов………………………………………….……………….27

3.2 Экспериментальная работа по повышению уровня развития интеллекта………………………………………………………………………………………………………………36

3.3 Динамика изменений уровня развития интеллекта учащихся младших классов……………………………………………………………………………38                                                             

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………43                                                                                                                 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….46

СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЙ……………………………………………………49

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………50    

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в психологических исследованиях в России и за рубежом особое место занимают исследования, направленные на диагностику интеллекта человека и его интеллектуального потенциала. Научно-технический прогресс диктует определенные требования к человеку XXI века: он должен быть не просто созидателем, а созидателем творческим и интеллектуально развитым. Воспитанием и становлением такого человека занимается современная школа, где по мере возможностей реализуются принципы индивидуального подхода к учащимся. Важнейшее место в системе школьного образования отводится начальным классам, как базовому звену в развитии интеллектуально-творческой личности.

Одним из основных показателей социально-экономического благополучия общества является состояние интеллектуального развития детей, поскольку дети составляют важнейший резерв страны, который будет определять уровень ее экономического и духовного развития, состояние науки и культуры. Поэтому проблема развития интеллекта детей занимает особое место в психологической и педагогической науках. С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования к детям: неуклонно растет объем знаний, которые им нужно передать; педагоги стремятся, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным.

Интеллектуальное развитие выступает как существенное направление любой человеческой деятельности. Для того, чтобы удовлетворить свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или приемы деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения, при необходимости искать пути к усовершенствованию процесса и результатов своего труда.

Приступая к педагогической работе с детьми, прежде всего, нужно разобраться в том, что ребенку дано от природы и что приобретается под воздействием среды.

Развитие человеческих задатков, превращение их в способности ─ одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знаний и развития интеллектуальных процессов нельзя. По мере их развития совершенствуются и сами способности, приобретая нужные качества. Знание психологической структуры интеллектуальных способностей, законов их формирования необходимо для правильного выбора метода обучения и воспитания.

ПОДРОБНЕЕ:  Как остановить падение зрения при дальнозоркости?

https://www.youtube.com/watch?v=https:tv.youtube.com

 Цели обучения

• развитие образного и логического мышления, воображения; формирование

предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;

• освоение основ математических знаний, формирование первоначальных

представлений о математике;

• воспитание интереса к математике, стремления использовать

математические знания в повседневной жизни.

Сама сущность математики как науки представлена совокупностью совершенно абстрактных идей, закономерностей и связей, которые проявляются в реальной жизни. Чтобы успешно овладеть математическими знаниями даже на уровне начальной школы, учащемуся необходимо выстраивать и проводить цепочки рассуждений, оперировать понятиями, выполнять многочисленные умственные действия. Содержание современных учебных программ по математике предусматривает постепенное освоение школьниками всех необходимых мыслительных операций.

Активные методы усвоения знаний способствуют активизации мыслительной деятельности учащихся, что также является определенным толчком к развитию интеллектуальных способностей школьников. Кроме того, в число учебных заданий включается достаточно широкий спектр таких упражнений, которые позволяют школьникам устанавливать межпредметные связи математики с другими учебными дисциплинами и находить приложения своим знаниям, умениям и навыкам в реальной жизни.

В связи с выше сказанным можно сформулировать проблему исследования: «Как организовать и провести уроки математики, чтобы повысить уровень развития интеллекта младших школьников?»

Объектной областью настоящего исследования являются педагогика, психология, математика и методика математики.

Предметом исследования являются средства, влияющие на развитие интеллекта младших школьников. В качестве объекта исследования выступает процесс развития интеллектуальных способностей младших школьников.

Цель исследования – подобрать систему упражнений по математике, с помощью которых можно повысить уровень развития интеллекта младших школьников и сформулировать рекомендации для учителей начальной школы по развитию интеллекта учащихся.

1.  Провести анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.

2. Описать уровни развития интеллектуальных способностей у детей и соответствующие им критерии.

3. Составить систему заданий и упражнений для развития интеллекта детей на уроках математики.

4. В опытно-поисковой деятельности оценить динамику использования математических средств для повышения уровня интеллекта младших школьников.

теоретический анализ общей и специальной психологической, педагогической и методической литературы по теме исследования;

социолого-педагогический (наблюдение, тестирование и анализ диагностики);

ПОДРОБНЕЕ:  Материал по теме: ВКР на тему: Развитие детского изобразительного творчества в дошкольном возрасте.

экспериментальный (проведение педагогического эксперимента).

Большой вклад в изучение сущности интеллекта и закономерностей его развития внесли такие ученые как: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Сахаров, А.Н. Соколов, и др.

Теоретическим основанием исследования являются фундаментальные работы зарубежных и отечественных авторов по проблемам психологии способностей и интеллекта: Льва Семёновича Выготского,  Жана Пиаже и Ганса Юргена Айзенка, которые в своих трудах раскрывали следующие вопросы: понятие термина «интеллект»;

критерии развития интеллекта;

структура и модели интеллекта;

возрастные особенности и уровни развития интеллекта;

научно-теоретические основы организации математического образования;

психолого-педагогическое обоснование возможности построения концепции математического развития школьников;

разработка упражнений и материалов для индивидуальной и групповой работы над развитием математических способностей учащихся;

методы организации учебной деятельности на уроках математики;

вопросы развития математического мышления младших школьников.

Этими и другими учеными были разработаны различные методики и теории формирования интеллектуальных способностей. В настоящее время, чтобы успешно развивать их в учебной деятельности, необходимо, искать более современные средства и методы обучения младших школьников математике.

Воображение

Впрочем, само по себе мышление еще не гарантирует появления новых изобретений, произведений искусства, открытий в области математики и других наук. Творческие достижения возможны благодаря воображению.

Дети в возрасте от 7 до 11 лет неплохо фантазируют, сочиняют, придумывают несуществующих друзей и сказочные страны. Без руководства педагога или психолога воображение становится неуправляемым, и ребенок испытывает страхи или застревает в своих фантазиях. Предупредить ситуацию помогут занятия творчеством:

  • рисование;
  • создание музыкальных композиций;
  • сочинение стихов и т. д.

Речь

У ученика 1-4 классов речь становится более произвольной. Ребенок обдумывает свои высказывания, пытается подобрать нужные слова, пробует выражать мысли письменно, использует разнообразные синонимы, омонимы, антонимы, сложные предложения.

Для этого возраста характерно языковое чутье, поэтому дети с удовольствием подбирают рифмы и ассоциации к словам, отгадывают загадки, решают ребусы и кроссворды. Такие упражнения также полезны для повышения интеллекта.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

И напоследок стоит отметить то, что привычка «напрягать ум» в начальной школе не пройдет для ребенка даром: она поможет ему справляться с интеллектуальными задачами в будущем, а это очень важно для его дальнейшего умственного развития.

Adblock
detector