Здоровье глаз

Как научить ребенка читать быстро и правильно: занимаемся дома

Скорочтение для детей: упражнения

Скорочтение — важный навык, овладение которым позволяет ребёнку преуспеть в учебе. Обучать этому можно примерно с семи лет, точнее, с возраста, когда малыш может читать по словам со скоростью не менее 30 слов в минуту.

Начиная с пятого класса школьнику приходится обрабатывать непривычно большие объёмы информации. Большинство предметов, таких как история, природоведение, литература и так далее, требует быстрого чтения, запоминания и дальнейшего пересказывания полученной информации. Поэтому этот навык просто необходим каждому школьнику, собирающемуся в дальнейшем заниматься интеллектуальным трудом.

Чтение – это процесс, в котором выделяются 2 стороны: смысловая и техническая. Под смысловой подразумевается понимание содержания текста, а под технической – быстрое, правильное, выразительное чтение.

Техника чтения регулярно проверяется в начальной школе, а также в 5 и 6 классе. Учащимся даётся незнакомый текст, который они должны читать в течение одной минуты. Затем учитель подсчитывает количество слов и задает ребенку 1-2 вопроса на понимание прочитанного.

В проверке техники чтения учитываются:

  • скорость;
  • осознание прочитанного;
  • отсутствие пропусков и ошибок в произношении слов;
  • наличие смыслового ударения, пауз.

Стандартные показатели скорости чтения школьников (в минуту):

  • 1 класс – 30-40 слов;
  • 2 класс – 40-60 слов;
  • 3 класс – 60-80 слов;
  • 4 класс – 90-120 слов.

Чтобы повысить технику чтения, ребёнок должен плавно, постепенно переходить от медленного слогового чтения к чтению целых слов. К концу начальной школы это должно быть сделано, иначе в среднем звене школьнику будет очень трудно усваивать большие объёмы материала.

Стоит заметить, что многих детей, особенно в 1 классе, пугает сам процесс публичной проверки техники чтения. Отсюда могут возникнуть ошибки, этим же порой можно объяснить и низкую скорость. Поэтому, возможно, стоит ещё раз проверить ребёнка дома. Если результат повысится, то же произойдёт и с самооценкой маленького чтеца.

Часто родители сталкиваются с проблемой, когда малыш плохо читает в школе. Это влияет на скорость выполнения домашних заданий, что отражается и на общей успеваемости ребенка. А основной багаж знаний приходится получать именно дома за книжкой. И проблема обостряется, когда ребенок еще и на месте усидеть не может. Поэтому методика скорочтения просто необходима в данной ситуации. Но есть небольшой перечень проблем, с которыми взрослые и их дети могут столкнуться.

  • В школьной программе обычная скорость чтения измеряется в словах. То есть, сколько слов прочитал ребенок за одну минуту. Но длина слов может сильно отличаться друг от друга и быть совершенно разной, поэтому специалисты рекомендуют обращать внимание на число символов.
    • В первом классе ребенок в среднем должен читать 30-40 слов в минуту;
    • А вот на второй год – минимум 50-60;
    • В третьем классе школьник должен уже читать со скоростью 70-90 слов в минуту;
    • А к концу младшей школы – 100-120 слов.
  • Но еще деление идет на общую успеваемость ребенка. Например, отличник к концу четвертого класса должен уже читать 130-170 слов в минуту, хорошист – 100-130, что и является средним показателем. Трешнику достаточно 75-90 слов в минуту.
Скорочтение помогает быстрее выполнять домашние задания
Скорочтение помогает быстрее выполнять домашние задания

Правильно выбирайте время: когда нужно начинать заниматься скорочтением?

Да, многие родители хотят не просто, чтобы малыш быстро и внятно читал, но и чтобы стал самым лучшим в своем классе. Кстати, обратите внимание еще и на то, что ребенок должен не только быстро прочитать текст, но и вникнуть в него, и понять основную суть. Не забывайте еще и об интонации.

  • Однозначного ответа на данный вопрос нет. Одни утверждают, что желательно начинать развивать у ребенка возможность быстрого чтения еще в возрасте 5-7 лет. Именно в этот период мозг «юного следопыта» максимально быстро и качественно запоминает материал.
  • Если пренебречь этими правилами, то можно не получить желаемого результата. Да еще и вовсе отбить у ребенка охоту к чтению.
  • С логической точки зрения, оптимальный возраст – от 7 до 10 лет. Именно в этот период ребенок уже не просто умеет читать слова, но и понимает суть написанного.
  • Хотя многие специалисты рекомендуют начинать заниматься не раньше 10-12 лет. Именно в этом возрасте дети понимают и запоминают информацию со скоростью произнесенной речи. Также в таком возрасте лучше развита память, что позволит ученику пересказать прочитанный текст!
  • Если вы решили заниматься с ребенком скорочтением, обязательно учитывайте его особенности. И всегда подбирайте методику, соответствующую детскому возрасту.
Учитывайте не только возраст, но и особенности ребенка
Учитывайте не только возраст, но и особенности ребенка

Обратите внимание еще на такие правила:

  • нужно не просто знать буквы, но и складывать их в слоги и слова. Ребенок это должен делать легко и быстро. Особого внимания требует различие между звуками и буквами;
  • малыш должен улавливать смысл прочитанного текста и понимать, о чем он читает. Если ребенок не знает или не понимает значение слова, пусть подчеркнет или выделит его карандашом. Обязательно давайте разъяснения этим словам;
  • ребенок должен уметь выделить основное из текста. То есть, понимать его суть и главную мысль;
  • попросите пересказать прочитанный материал. Для скорочтения это одно из важных условий.

Когда вы увидите по ребенку, что он готов осваивать методику, обратите внимание на свои требования. Особенно это касается родителей, которые решили заниматься дома с детьми еще в раннем возрасте. Да, есть легкие игровые формы обучения именно для дошкольников или первоклассников.

  • Правильно произносите букву, а точнее, ее звук! Вначале вам будет резать слух, что буквы произносятся не так, как в алфавите. Но малышу первое время нужно научиться слышать звуки и суметь складывать их в слоги, а потом еще и в слова.
    • «БЭ», «ЭМ» или «КА» — это правильное произношение букв. Но у ребенка слова будут состоять следующим образом: «мэамэа» или «каотэ». Учите с ребенком звуки! Иначе это не только будет замедлять чтение, но и вовсе не научит кроху понимать значение слов.
  • Складывайте буквы в слогиправильно! Читать их нужно, протягивая звуки. Например, «ПППаааПППаа» или «ЛЛЛееС». Кстати, чтобы научить ребенка легче находить отличие между гласными и согласными буквами, запомните одно правило — гласные звуки можно легко пропеть и протянуть без запинки.
    • Не нужно читать с ним по буквам. Например, «П,А,П,А» или «Л,Е,С». Нельзя ставить между буквами «и». Это будет сбивать малыша. Так неправильно делать: «А» и «Х» складываются в «АХ». Малыш их услышит, как «АИХ».
    • То же самое касается знака « ». Его можете использовать разве что на примере, как вообще буквы складывается в слог. Чтобы он просто понял схему.
  • Не давите на ребенка! Это основная проблема большинства родителей. Не нужно заставлять сидеть за книгой по несколько часов в день. Гораздо больше эффективности дает методика по 5-7 минут, но 4-5 раз в день. Кстати, даже за 15-20 минут мозг ребенка может устать. Поэтому и материал не так хорошо будет усваиваться.
Не заставляйте и не требуйте слишком многого от ребенка
Не заставляйте и не требуйте слишком многого от ребенка

Они зависят уже полностью от ребенка, но требуют огромного внимания родителей. На такие ошибки стоит обращать внимание и сразу же с ними бороться.

  • Самая распространенная проблема – это чтение «про себя». То есть, ребенок шевелит губами и языком, но произносит слова у себя в голове. А глаза при этом могут оставаться на одной точке. Подобное явление снижает скорость чтения.
  • Детский глаз имеет сравнительно небольшое поле зрения. То есть, он видит картину только перед собой. К сожалению, существует немного методик, помогающих устранить этот фактор. Но вы можете самостоятельно их немного разнообразить.
  • Основная проблема детей любого возраста – это эффект регрессии. То есть, глаза возвращаются уже к прочитанному материалу. При скорочтении это недопустимо. Более того, подобный дефект очень тяжело искореняется.
  • Обращайте также внимание на словарный запас и общий багаж знаний. Бывает, что малыш мысленно пытается понять суть непонятного слова или процесса, замедляя чтение.
  • Старайтесь сокращать путь между текстом и анализом. А для этого тренируйте восприятие не через слух, а визуально!
  • И проблема, что касается большинства детей, особенно гиперактивных или с дефицитом внимания. Невнимательность часто заставляет ребенка уходить от смысла текста, а чтение начинает «ходить» по кругу несколько раз.
С проблемами чтения начинайте работать своевременно
С проблемами чтения начинайте работать своевременно

Время и частоту занятий мы немного затронули. Лучше занимайтесь с ребенком часто, но не очень долго. Начинать нужно с занятий по 5 минут. В дальнейшем это время увеличивается. Учитывайте возраст ребенка. С дошколятами и школьниками младших классов и вовсе нужно сократить число занятий до 2-4 раз в неделю. Но даже взрослый ученик не должен тратить больше 20 минут на обучение.

Основная схема любой методики

  • Разминка, что состоит из чтения. В пределах разумного – не более 100 слов. Основная задача – активировать работу мозга, заставить его думать и запоминать. После чтения обязательно задаете ребенку наводящие вопросы. Подобные упражнения помогут увеличить словарный запас малыша. Ниже мы еще рассмотрим некоторые упрощенные варианты разминки.
  • Работа на расширение поля зрения. Для этого используют квадрат с цифрами или, как он еще называется, таблица Шульте. Цифры должны стоять в произвольном порядке — это важное условие. Именно в этом и заключается развитие скорости нахождения нужного числа:
    • для детей возрастом до 7 лет достаточно будет 9 цифр;
    • с 7 до 10 увеличивается квадрат до 25 цифр, разбавляя их буквами;
    • старше 10 лет уже требуют около 35 цифр и 20 букв.
  • Еще одно упражнение, что тренирует зрительную память и повышает внимательность малыша – это поврежденный текст! То есть, убираются или переставляются некоторые буквы в словах. Ниже мы вернемся к подобным упражнениям, поскольку они имеют несколько вариантов.
  • Дальше идет целый комплекс упражнений, которые включают подавление артикуляции и устранение регрессии. На этом этапе также не помешает работа в паре с взрослыми. Это повысит скорость чтения самого текста и улучшит понимание прочитанного.
  • Заключительная часть основана логического мышления. Но учитывайте, что малыш может уже устать к этому времени, поэтому переключайтесь на математический материал или вообще возьмите за основу рисование. То есть, попросите малыша нарисовать рисунок на тему прочитанного текста.
Закрепите пройденный материал с помощью рисунка
Закрепите пройденный материал с помощью рисунка

Почему важна скорость?

  • способ чтения – по слогам или целыми словами;
  • степень выразительности чтения – правильные логические ударения, соблюдение интонаций и пауз;
  • уровень понимания прочитанного – механическое складывание слогов в слова должно происходить параллельно с пониманием текста;
  • формирование отношения к прочитанному — вместе с пониманием у хорошо читающего ребенка должно складываться определенное отношение к прочитанному.

Эти требования растут по мере перехода учеников из класса в класс. Если в 1 классе еще допустимо читать сложные слова по слогам, то в 4 классе уже оценивается последний пункт. Поэтому упражнения на повышение скорости чтения обязательно должны включать отработку интонаций и учитывать степень понимания текста.

  1. давать ребенку только те задания, которые соответствуют его уровню навыка чтения;
  2. не допускать, чтобы он сильно утомлялся от продолжительных занятий;
  3. обязательно хвалить, желательно фиксировать успехи — это мотивирует ребенка заниматься дальше.

Ученик в комфортном для него темпе читает вслух текст в течение 1 минуты. По истечении времени обучающий отмечает карандашом слово, которое было прочитано последним, и чтение отрывка начинается сначала. Знакомый текст читать уже легче, и в этот раз за минуту ребенок продвинется дальше на несколько слов (обычно от 2 до 15). Такая наглядная демонстрация результата вызывает у ученика воодушевление и желание попробовать снова и снова. В третий раз у него получится прочитать еще дальше.

Другой вариант этого упражнения — заранее определить целевой объем, который нужно научиться прочитывать за минуту. Этот объем вычисляется по следующей формуле: актуальная скорость чтения плюс 30 слов. Далее путем многократного чтения нужно добиться того, чтобы весь текст был прочитан за минуту. Для этого может понадобиться несколько дней, так как за одно занятие рекомендуется прочитывать текст не более 3 раз.

ПОДРОБНЕЕ:  Принципы воспитания дошкольного возраста

Переворот

Такое задание подойдет детям, скорость чтения которых составляет 50 и более слов в минуту. Так же, как и в первом упражнении, работа здесь идет над одним отрывком. В первый раз ученик должен будет прочитать текст в привычном положении, затем — под углом в 90 градусов, не наклоняя головы (книгу нужно будет повернуть), потом – полностью перевернутый текст, а затем – под углом в 270 градусов. Не стоит прогонять таким образом сразу большие отрывки, лучше начать с 2-3 предложений. Постепенно объем можно будет увеличивать. Усложненный вариант — чтение страницы, отраженной в зеркале.

Чтение и пересказ

Пересказ сам по себе — чрезвычайно полезное упражнение не только для дошкольников, но и для учеников начальной и даже средней школы. В части улучшения навыков чтения пересказ тренирует привычку понимать прочитанное, выделять главные мысли, опорные слова. Давать такое задание можно даже тем детям, которые читают совсем плохо: в этом случае взрослый и сам может прочитать текст, чтобы ребенок его пересказал. В зависимости от уровня развития малыша текст может быть короче или длиннее, сложнее или проще. Желательно, чтобы это был законченный сюжет с завязкой, развитием и развязкой — так обучаемому будет намного легче выстроить логику повествования.

Детектив

Универсальное упражнение, сложность которого легко регулировать, адаптируя для детей с разным уровнем навыка чтения. Оно заключается в том, что ребенку предлагается находить заданные слова среди множества других. Это могут быть слова, написанные крупным шрифтом и разбросанные по листу бумаги, а может быть обычная книжная страница. Найденное слово обучаемый обводит карандашом и тут же принимается искать следующее. В результате тренируется зрительная память, внимательность, расширяется площадь обзора.

Кто быстрее?

С двумя и более детьми можно организовать небольшое соревнование: предложить им одновременно читать на скорость. Для этого нужно найти подходящий отрывок в книге и расположить так, чтобы было хорошо видно всем детям (или же заранее заготовить несколько экземпляров текста). По команде все начинают читать текст вслух, стараясь обогнать других и при этом не сбиться. Процесс получается шумный, но захватывающий благодаря здоровому духу соревнования. Когда ведущий останавливает чтение, каждый показывает слово, на котором остановился.

Скорость чтения – непосредственный фактор, влияющий на успеваемость школьника. Считается, что нормальная, адекватная скорость чтения равна скорости разговорной речи, а это 120-150 слов в минуту. Почему же так необходимо обучающемуся стремиться к этому показателю? А дело в простой математике.

Было подсчитано, что в 6-7 классе общеобразовательной школы ученик ежедневно получает устное домашнее задание в размере 8 страниц (все устные задания). Это примерно 6,5 тысяч слов, на которые будет уходить около часа при средней скорости 110 слов в минуту.

Несложно сделать вывод, что плохо читающий школьник либо будет уделять большую часть дня только на уроки, либо попросту не станет себя ими мучить, что скажется на его оценках.

Помимо всего прочего, скорость чтения влияет на процесс развития: улучшается память и внимание. А на скорость чтения влияет количество прочитанного: чем больше, тем быстрее.

Упражнение 1. «Пол-арбуза»

Спросите у ребенка, сможет ли он, увидев пол-арбуза, представить себе как выглядит целый арбуз? Конечно же, ответ будет положительным. А теперь предложите провести такой же эксперимент со словами.

Возьмите книжку и непрозрачную линейку. Прикройте линейкой одну строчку в книге так, чтобы было видно только верхнюю часть слов. Задача: прочитать текст, видя только верхушки букв.

Переместите линейку выше и покажите только нижнюю часть слов. Читаем. Это, кстати, уже труднее.

Для совсем маленьких школьников можно предложить другой вариант игры. Изготовьте карточки с простыми словами. А потом эти карточки разрежьте вдоль слов на две половины. Нужно правильно соединить две половинки.

Чем полезно? Направлено на развитие антиципации. Антиципация — это предугадывание. Такая способность мозга, которая дает нам возможность, при чтении не прочитывать абсолютно все слова и буквы. Мозг и так знает, что они там, так зачем же тратить на них время? Антиципацию можно развить, она делает чтение беглым, осознанным, легким.

Причины неудач

Ребёнок может читать медленно по нескольким причинам:

  • Неразвитая память. Это не патология для дошкольника, поэтому не пугайтесь. Бывает так, что ребенок, читая в строчке, к примеру, пятое слово, забывает первое. Из-за этого мысль теряется, малыш не понимает, о чём говорится в тексте, от этого теряется и интерес.
  • Если попадаются сложные слова, ребёнок запинается и прочитывает их медленно. Причиной этого может также послужить плохая работа органов речи.
  • Низкая концентрация внимания. Малыш легко отвлекается на различные внешние факторы, а также на свои собственные мысли, и интерес к чтению рассеивается.
  • Угол зрения. Часто бывает так, что ребёнок видит не всё слово целиком, а лишь несколько его букв. От этого чтение замедляется.
  • Возвращение к прочитанному. Нередко глаза юного чтеца возвращаются к предыдущему слову или предложению, он повторно их перечитывает.
  • Неподходящая литература. Тексты нужно подбирать в соответствии с предпочтениями и возрастом ребёнка.

Умение хорошо и быстро читать зависит не только от интеллектуальных способностей ребёнка. Стоит учитывать психологические и физические способности, заболевания, окружающую обстановку (в т. ч. в семье).

Девочка с книгой

Часто обучению препятствует неуверенность малыша в себе, страх ошибиться. Или же ему попросту скучно во время чтения, неинтересен текст.

Упражнение 2. «Потерянные буквы»

Еще одно упражнение на развитие антиципации.

Буквы и слова иногда теряются. Но даже без некоторых букв и слов мы можем читать. Попробуем?

Напишите на бумаге, распечатайте на принтере или напишите маркером на специальной доске фразы, которые вы видите ниже.

Задача: прочитать угадывая буквы и слова, которых нет. Для следующих занятий придумайте свои словосочетания, используйте новые фразы, крылатые выражения, чистоговорки.

Реальный взгляд на способности ребёнка

Не стоит требовать от ребёнка того, чего он в данный момент сделать не может. Обучение чтению должно протекать спокойно, без нервов, с большой долей терпения со стороны родителей.

Если заставлять своё чадо корпеть над книжками против его воли, а потом ещё и ругаться, когда он не сможет порядочно выдавить из себя хотя бы несколько предложений, результат положительным не будет.

Процесс чтения нужно превратить в увлекательное занятие, смотивировать обучающегося, не забывать его хвалить, и ни в коем случае не раздражаться.

Упражнение 3.  «Глаз – алмаз»

Как научить ребенка читать быстро и правильно: занимаемся дома

Посмотрите на рисунок и изобразите такой же прямоугольник. В клеточках разместите цифры от 1 до 30, в произвольном порядке, но не друг за другом. Цифры должны быть хаотично разбросаны по клеткам.

Школьник смотрит внимательно на картинку с табличкой.

И теперь вместе с ним начинайте вслух считать: один, два, три и так до тридцати.

Счет равномерный, не слишком быстрый, но и не слишком медленный.

Задача ребенка:

  • на счет один найти и показать пальцем единицу;
  • на счет два – двойку;
  • три – тройку и т.д.

Если ребенок замешкался с какой-то цифрой, то счет его не ждет, нужно догонять, искать быстрее. Для малышей можно нарисовать таблички поменьше, например, 3Х3 или 4Х4.

В чем смысл упражнения? Оно направлено на увеличение угла обзора зрения. Для того, чтобы при чтении «цеплять» глазами не одну букву, не одно слово, а несколько слов сразу, ну или  целую строку целиком. Чем шире будем смотреть, тем быстрее будем читать.

Одну таблицу можно использовать два — три раза, потом расположение цифр нужно поменять.

Упражнение 4. «Шерлок»

Скорочтение помогает быстрее выполнять домашние задания

Каждое следующее слово будет находиться быстрее предыдущего. Так как пытаясь найти одно слово, школьник будет по пути читать и другие, и запоминать, где они находятся. А нам только этого и нужно.

Благодаря «Шерлоку» увеличивается угол обзора зрения. И скорость чтения.

Когда начинать обучение

Учить малыша чтению нужно вовлекая его в интересный игровой процесс. Сначала следует привлечь его внимание к этому занятию с помощью игр, затем удерживать это внимание посредством различных упражнений.

Вот некоторые из них:

  • Изучение алфавита. Новые буквы учим ежедневно. Для этого готовим карточки с яркими иллюстрациями. Пусть малыш ищет сходство букв и предметов. В чтении задействуются звуки, а не буквы, поэтому при изучении алфавита читайте звук, а не название буквы.
  • В любом месте, где бы вы ни находились, тренируйтесь. Попросите ребёнка, например, во время прогулки, называть все встречающиеся предметы на определенную букву. Если ему тяжело, помогайте, подсказывайте.
  • Прикрепите на предметы в доме надписи. Так эти предметы будут связаны в представлении ребенка с определенными словами. Водите пальцем по слову и читайте с ним по слогам, например, «ДИВАН», «ЗЕРКАЛО» и т. д.
  • Игра на опознание слова. Заранее подготовьте карточки со знакомыми малышу словами («папа», «мама», «телевизор», «дверь» и т. д. ), положите их перед ним. Кто-то из родителей произносит фразу, а ребёнок ищет среди карточек слово, которое есть в предложении.
  • Составление слов из кубиков или карточек. Выбираются 3-4 буквы, из которых малыш составляет слова. Постепенно добавляем количество букв, усложняя задачу. На карточках могут быть и слоги.
  • Учите с малышом детские стишки и песенки. Это развивает память.
  • Игра на опознание буквы. Родители задают букву, а ребенок ищет с ней слова в начале, середине или конце.

Младшим школьникам свойственно лучше усваивать знания, поданные со средней скоростью человеческой речи. По этой причине начинать занятия по избавлению от внутреннего проговаривания не имеет смысла раньше десяти лет. В этом вопросе мнения специалистов расходятся: многие считают, что обучение скорочтению не следует начинать раньше 14 лет.

ПОДРОБНЕЕ:  Можно ли иметь детей при варикоцеле у мужчин

Существуют приёмы, освоить которые можно шести – семилетнему ребёнку, более того, первоклашки обладают неограниченным резервом улучшения техники чтения. Для успеваемости служит быстрота чтения в диапазоне от 100 до 170 слов в минуту.

Посещая курсы и выполняя упражнения под руководством опытного преподавателя шанс, что подготовка начнётся в подходящем возрасте и пройдёт на высоком уровне возрастает.

Огромной ошибкой родителей служит принуждение читать на протяжении долгого времени. При низкой технике чтения шестилетка потратит на чтение короткой сказки до полутора часов, что уничтожит всякое желание читать.

Уроки по скорочтению следует проводить только после того, как ребёнок одолел обычное чтение. Важно научить читать, избегая ошибок, приводящих к переучиванию в дальнейшем:

  • Называть буквы следует коротко: Б, М, Р. Алфавитные названия БЭ, МЭ, ЭР осложняют чтение и путают ребёнка. Прочитанное ПЭАПЭА, вместо ПАПА, для детского ума расшифровать и понять непросто. Если смысл будет непонятен, интереса к чтению не появится.
  • Слияние букв в слоги, а слогов в слова. Правильнее тянуть первый звук, пока не дойдёт очередь до следующего: РРРАК, ПППА-ПППА. Ошибочно: П и А будет ПА; чтение по буквам П, А, П, А; чтение с последующим проговариванием не глядя на текст.
  • Недоразвитие речи обуславливает появление ошибок в чтении и письме. По этой причине важно вовремя обращаться к логопеду или дефектологу для того, чтобы устранить речевые дефекты вовремя.

Скорочтение для детей: методы, техника

Для начала надо осознать, что в процессе чтения задействованы разные механизмы. Это и внимание, и усидчивость, и наблюдательность с одной стороны, и различные функции мозга — с другой. Важна также и мотивация. Если ребенку неинтересно, он читать не захочет.

Ребенок должен запомнить начертание букв, научиться соотносить их со звуками, причем не с конкретно звучащим звуком, а с его моделью, которая существует в сознании человека. Мы, взрослые, делаем это не задумываясь, в силу привычки, ребенку это трудно, мыслительные процессы, которые при этом задействованы, сложны и многообразны.

Если отправить семилетку, который не умеет читать, в первый класс, его там непременно научат. Но разумно ли рассчитывать только на школу? С каждым годом количество читающих дошкольников растет, и учителя все больше ориентируются именно на них. От уровня навыка чтения будет во многом зависеть успеваемость ребенка, поэтому есть смысл озаботиться этим вопросом до поступления в школу.

Старший дошкольный возраст — идеальное время, чтобы научить ребенка читать. Психологи утверждают, что к этому времени мозг человека достигает оптимального уровня развития для таких занятий. С одной стороны, наступает психическая зрелость, а с другой — в 5-7 лет ребенок лучше, чем когда-либо, способен усваивать огромное количество информации. Главное — правильно ее подать, стимулировать интерес к чтению.

Как бы ни хотелось взрослым ускорить развитие чада, действовать нужно терпеливо и ни в коем случае не заставлять ребенка читать. Интерес малыша к чтению будет расти тем быстрее, чем больше положительных ассоциаций будет связано с книгами. Регулярное чтение вслух любимых сказок и других захватывающих историй укрепит эмоциональную связь между ребенком и родителем, книги станут ассоциироваться у маленького человека с состоянием покоя и безопасности.

При выборе произведений необходимо делать ставку на интересы самого ребенка. Ему, скорее всего, понравится читать о приключениях таких же детей, как он сам, об их переживаниях и проблемах, о дружбе и смелости, о смешном и грустном — все это близко ему. Родителям будет полезно вспомнить любимые книги своего детства и перечитать их вместе с ребенком. Когда малыш поймет, что чтение — это не просто назойливое требование для школы, а ключ в удивительные миры, он сам захочет читать.

При этом воздействие взрослых должно быть мягким и разумным. Запрещенный прием — сравнивать детей с другими: «Вон Коля уже хорошо читает, а ты — нет, стыдно!» И это касается не только чтения. Каждый ребенок идет по своему пути развития, и родители должны внимательно направлять его, а не давить авторитетом или пытаться форсировать события.

  • Для них текст из 100 слов будет крайне утомительным. Ребенок потратит на его прочтение около часа, а мозг устанет от переизбытка информации. Берите небольшие отрезки, что состоят из 1-2 предложений. Увеличивайте их количество, когда малыш будет к этому готов.
  • Если ребенку тяжело выполнить весь список упражнений (а сначала так и будет получаться), тогда разбивайте его на несколько частей. Или делайте небольшой перерыв.
  • Не нужно каждый раз менять текст или положение цифр. Можно использовать их еще 2-3 раза.
  • Есть также щадящий режим, когда ребенок отдыхает даже в процессе занятия, а визуализация переплетается с чтением. Ребенок читает фразу, затем ему показывают изображение (слайд). После этого небольшой перерыв. Несмотря на свою легкость, это эффективный метод научить ребенка быстро читать. Особенно, хорошо использовать подобную тактику деткам 5-6 лет.
Дошколята требуют игровой формы занятий
Дошколята требуют игровой формы занятий

Первоклассники и дети младшего возраста требуют более легких упражнений

  • Разминку можно выполнять и в играх, не только читая книжки. Задуйте воображаемую свечу. Включите фантазию, пусть они будут разного размера. Нужно задуть минимум 3 свечи. С каждой работайте отдельно.
  • Чтобы развивать зрительную память, первоклашкам не надо использовать таблицу Шульте. Можно сделать собственную упрощенную схему. Например, в центре нарисуйте солнышко, а вокруг него разные геометрические фигуры. Можете даже попросить ребенка их разукрасить. Взгляд малыша должен смотреть строго на солнышко. Но называть он должен предметы, что находятся вокруг.
    • Еще одно упражнение на тренировку зрительной памяти. Пишите большими буквами 5-6 слов, не связанных между собой. Даете ребенку полминуты, чтобы их прочитать. После закрываете слова и спрашиваете: есть ли «такое-то» слово между написанных фраз?
  • Игра «Половинки» или складывание слов по частям. Для детей 6-7 лет их нужно разрезать на две части, постепенно увеличивая число слогов. То есть, на бумаге пишутся небольшие слова из 2 слогов и разрезаются пополам. Перемешать и дать ребенку возможность их сложить. Это развивает зрительную память, а еще тренирует мышление и пополняет словарный запас.
Игра {amp}quot;половинки слов{amp}quot;
Игра «Половинки слов»
  • Есть еще подобная игра «Угадай слово». Только ребенку дается один слог, а дополнить слово ему нужно уже самостоятельно. Например, «МА», а ребенок дополняет несколькими вариантами МАМА, МАСЛО или МАША.
  • Игра для группы детей или вместе с взрослыми «Дополни цепочку». Вы предлагаете ему слово МАМА, к примеру. Ребенок должен отделить второй слог и начать с него слово, например, МАЛЬЧИК. Вы продолжаете уже на слог «чик». Кстати, есть такая же игра только с использованием букв.
Пример игры {amp}quot;дополни цепочку{amp}quot;
Пример игры «Дополни цепочку»
  • Можно поступить еще проще, предложить игру «Придумай слово». Задаете букву и придумываете на нее как можно больше слов. Это тренирует память и пополняет словарный запас. Есть игра-родственница «Найди слово». Принцип такой же, но нужно находить слова на определенную букву в выбранном тексте.
  • Веселая и интересная игра «Найди пару». Например, «Рыба – иголки, еж – чешуя». Напротив слова пишите другой слово, а ребенок должен найти ему правильную пару.
  • Анаграммы для первоклассников станут отличным заданием на внимательность! Взрослый человек их может прочитать, даже не заподозрив ошибку. Ведь важно первую и последнюю буквы поставить на свои места. Например, ЛЦИИСА, КШОКА, ЛАШОДЬ, ПДАНА или СОКАБА.
    • Такое чтение повышает внимательность и будет очень интересно ребенку в качестве головоломки. Но еще это стимул научиться быстро читать или освоить «скользящее» чтение. Когда взгляд не задерживается на определенной букве или слоге, а глаза выбирают смысл уже самостоятельно.
  • «На буксире» будет подталкивать вашего малыша читать быстрее. Ребенок читает вслух, а вы следите пальцем. Постепенно начинаете ускоряться, то есть двигать пальцем немного быстрее прочтенных слов. Таким образом, вы будете подгонять ученика читать быстрее.
Больше читайте вместе
Больше читайте вместе
  • Для деток 7 лет очень стимулирующим оказывается задание «Я смог». Смысл в том, чтобы показать малышу, что он может быстро читать. Даете ему небольшой текст, который он прочитает за 1,5-2 минуты. После сделайте небольшой перерыв и прочитайте еще раз этот же текст. Уже во второй раз малыш будет читать быстрее.
  • Задание «Старт – финиш». Это упражнение будет максимально тренировать зрительную память и внимательность. Усадите ребенка перед открытой книгой. После команды «Старт» ученик должен начать читать. После фразы «Стоп» ребенок закрывает глаза и немного отдыхает. Но, после повторного старта, начать он должен с места остановки.

Проводите перерывы и давайте глазкам отдохнуть

Эти тренировки не только дадут ребенку немного расслабиться, но и будут полезными для тренировки глаз. А это своего рода незаменимая гимнастика для них, которая поможет сохранить или даже улучшить зрение.

  • Закройте глаза на 5-10 секунд и легонько придавите глазные яблоки ладошками.
  • Уберите руки и вращайте глазами в одну и другую стороны по 5 раз.
  • Откройте глаза на 2-3 секунды, зажмурьте на 1-2 секунды, после снова широко их откройте. Повторите упражнение 4-5 раз.
  • Сделайте вращающие движения в каждую сторону уже с открытыми глазами.
  • Посмотрите на кончик носа, потом максимально вверх. Повторите несколько раз.
  • Можно поступить иначе. На стекле приклеить небольшой кружочек. Взгляд на него – вдаль. Также проделать несколько раз.
  • В конце также дать глазкам немного отдохнуть в течение 5 секунд, прижав глаза ладошками.
Не перегружайте ребенка - регулярно делайте перерыв и разминку
Не перегружайте ребенка — регулярно делайте перерыв и разминку

Схема упражнений для занятий детей 8-10 лет

  • Для деток постарше разминка может проходить немного в другой форме, опять же, не только читая абзац. Произносите согласные буквы, когда ребенок выдыхает. Для этого не забудьте сделать полный вдох. Буквы могут быть любые и в произвольном порядке, главное – не меньше 10-15 штук.
  • Работа с таблицей Шульте подходит для любого возраста, просто контролируйте количество цифр или добавляйте буквы. Назвать весь перечень цифр нужно за 10-15 секунд. Детям младшего возраста это время можно немного увеличить. Глаза должны находиться в центре, тогда вы достигнете максимального эффекта. Это не только будет расширять поле зрения, но и тренировать оперативную память.
  • Подавление регрессии. Приготовьте небольшую закладку. Когда ребенок прочитает слово, сразу же закрывайте его. Так проделываете с каждым прочитанным словом. Результат будет виден уже через неделю.
  • Боремся с артикуляцией. Для скорочтения она сильно мешает, да и в целом замедляет чтение.
    • Пусть малыш читает под музыку. Но выбирайте ее без слов. Потом можно будет перейти и на песенное сопровождение. Главное условие – после чтения, ребенок должен ответить на поставленные вопросы по тексту.
    • Жужжащий шмель – еще одно упражнение, что будет подавлять артикуляцию. Читая глазами текст, ребенок должен произносить звук «ЖЖЖ».
    • Ритмичный стук требует некой сноровки. Предварительно сам ритм-стук нужно будет выучить. Когда ребенок будет читать текст, он должен отбивать карандашом этот ритм, постепенно его ускоряя.
    • Замок подразумевает закрытый рот (можно даже немного прижать губы) и сильно прижатый палец к губам. И только после этого приступайте к чтению. После обязательно задаются наводящие вопросы.
    • Можно еще немного усовершенствовать задачу. Ребенок прижимает палец к губам, а читать начинает по команде «Губы»! После фазы «Стоп» палец убирается и ребенок читает вслух.
ПОДРОБНЕЕ:  Мононуклеоз у детей: причины, симптомы и лечение
Для скорочтения артикуляция недопустима
Для скорочтения артикуляция недопустима
  • Тренируем внимательность и помогаем сосредоточиться на задаче. Данные упражнения подходят для любого возраста и просто необходимы активным и подвижным детям.
    • Замороченные слова. Вы просто пишите парами слова, что отличаются друг от друга лишь буквой. Например, «ДОМ – КОМ», «КОСА – РОСА». Ребенок должен найти, что в них общего и различного. Обязательно дополняет этот список.
    • Составьте как можно больше слов из одного длинного. Например, «ДЕЛОПРОИЗВОДИТЕЛЬНИЦА» или «МОДЕЛИРОВАНИЕ». Слово каждый раз меняете. Деткам младшего возраста можно давать его повторно. Это упражнение еще и тренирует мышление.
    • Меняем шрифты в каждой букве. Это будет концентрировать все внимание к тексту и поможет читать на максимальной скорости даже искаженный текст.
    • Запутанные слова. Например, «САМОВОД» и «ЛЕДОКАТ». Далее можно немного усложнять задачу, например, «АМОЛСЕТ», «РОКЬТАВ». Ребенок должен отгадать слово «САМОЛЕТ» и «КРОВАТЬ».
    • Есть еще такая игра «Режиссер». В любой фразе меняете слова местами, а ребенок должен отгадать их правильное положение. Например, «дуб лукоморья у зеленый». Длину и сложность предложения выбираете сами.
    • Предложите ребенку найти «родственные слова». Например, лес, лесной, у леса, земной. Или море, моряк, морской, приморский.
    • Для второклассников и старших деток отлично подойдет игра «Спрятанные слова». Иными словами, небольшой кроссворд. Деткам постарше можно брать немного сложнее варианты.
    • Также ребенок оценит игру «Поменяться местами». То есть, ученик будет выступать в роли учителя и должен следить за чтением родителей. А те намеренно будут допускать ошибки.
    • Или поступите немного другим способом. Напишите несколько фраз с пропущенными буквами или даже слогами. Ребенок должен дополнить их. Например, «на двор.. дет.. играл.. в футбо..» или «между де..вьями рост..т гри..».
Игра {amp}quot;путаница{amp}quot;
Игра «Путаница»
  • Развиваем анципацию. То есть, предугадывание слова по смыслу, не видя предыдущие и крайние слова.
    • Работа с линейкой или закладкой. Ребенок читает в обычном темпе, вы закрываете предыдущее и следующее слово.
    • Читаем кувырком. Ребенок должен прочитать текст в обычном положении, после чего книгу или тетрадь поворачиваете на 180°. Также хорошо развивает мышление и поворот книги на 90°.
    • Закрытая половина текста. Еще идет работа на догадливость и смышленость малыша. Листом бумаги закрываете первую строчку, где читает ребенок. Но только верхнюю половинку букв, нижняя сторона остается видна. Когда малыш переходит на следующую строчку, ее также закрывают. Это научит ребенка читать быстрее, захватывая текст с нижней строчки.
  • В паре с взрослым работать нужно, чтобы школьник нарабатывал скорость.
    • Есть упражнение параллельного чтения. Взрослый читает с разной скоростью и интонацией, а ребенок должен внимательно следить и водить пальцем.
    • Можно устроить соревнование, попеременно читая один текст. То есть, ребенок читает, а взрослые перехватывает его и продолжает чтение. Кстати, делать это не особо желательно в конце абзаца. Обязательно увеличивайте скорость.
    • Читаем хвостиком. То есть, взрослый начинает читать, а ребенок через 4 слова должен продолжить текст. Основная цель – не сбиться.
Регулярно занимайтесь с детьми
Регулярно занимайтесь с детьми

Обучать первоклассника скорочтению можно, используя более сложные упражнения:

  • Чтение – жизненно важный навык. Вы должны убедить в этом своё чадо. Оставляйте ему записки с поручениями, просьбами, пожеланиями. Устраивайте иногда мини-квест: пусть по указателям и инструкциям ищет подарок.
  • Параллельное чтение. Берем два одинаковых текста (для мамы и ребёнка). Мама читает вслух, меняя то интонацию, то темп, а ребёнок следит за чтением. Можно остановиться и попросить ребёнка продолжить, или прочитать последнее озвученное предложение, или найти какое-то имя. Задания могут варьироваться.
  • Скороговорки. Обязательно развивайте артикуляционный аппарат.
  • Слова, отличающиеся одной буквой. Берёте пары слов, к примеру, кот – код, тесто – место и т. д. Ребёнок должен объяснить, чем слова отличаются внешне, и объяснить смысл каждого.
  • Чтение на скорость. Засекаете минуту, после прочтения считаете количество слов. Затем просите ребенка снова прочитать тот же отрывок с упором на то, что во второй раз у него получится лучше. И действительно получится. Так он с каждым разом будет читать всё быстрее.
  • Чтение про себя. Вслух читаешь всегда медленнее, поэтому давайте ребенку иногда задание прочитать про себя, а затем пересказать прочитанное.
  • Развитие поля зрения. В таблице, к примеру, 5×5 в каждой ячейке напишите букву или слог. Пусть учащийся прочитывает их справа налево и наоборот, сверху вниз, по диагонали. Дайте задание найти определенную букву или слог, составить слово, как в филворде, только на простейшем уровне.
  • Чтение с жужжанием. Ребенок читает текст про себя, а вслух жужжит, как пчела. Это упражнение направлено на увеличение концентрации внимания.

Упражнение 6. «Бешеная книга»

Поведайте ребенку, что иногда некоторые невоспитанные книжки ведут себя довольно странно. Они вдруг берут и переворачиваются вверх ногами.

Как научить ребенка читать быстро и правильно: занимаемся дома

Ребенок читает вслух. Через какое-то время вы хлопаете в ладоши. Задача ребенка перевернуть книгу вверх ногами и продолжить чтение с того места, где он остановился. По началу можно делать отметочки карандашиком, чтобы сильно в тексте не теряться. И так несколько раз. Два, три полных оборота книги.

Что это даст? Разовьется координация глаз, умение ориентироваться в тексте. Сформируется эталон букв. И  улучшится переработка информации мозгом.

Скорочтение для детей: упражнения

Игра {amp}quot;путаница{amp}quot;
Игра «Путаница»
  • Обязательно хвалите вашего ребенка за успехи, даже за небольшие достижения. Акцентируйте внимание только на положительных моментах. Если и делаете замечание, то лишь опираясь на хороший результат.
  • Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими учениками! Это не дает стимулирующего эффекта. Вспомните в такой ситуации себя в его возрасте, когда родители проводили параллели с друзьями. Единственным критерием для сравнения должны выступать достижения вашего ребенка. Например, вчера он прочитал на два слова больше, а сегодня установит новый рекорд.
  • Занимаясь с ребенком, не допускайте ошибок. Запомните – переучивать всегда сложнее!
  • Приучайте его к чтению. Это не должно ограничиваться только занятиями, читайте сказки и журналы на досуге или перед сном.
  • И обязательно подавайте пример! Пусть ребенок в ваших руках чаще видит книгу, нежели планшет или телефон. Именно вы должны привить любовь к чтению своему малышу!

Быстрое чтение значимо ещё и потому, что оно укорачивает период обработки информации. А значит, и времени на изучение школьного курса тратится гораздо меньше, при этом эффективность занятий увеличивается в разы.

  • Артикуляция во время чтения материала «про себя». Восемьдесят процентов детей и взрослых проговаривают прочитанное, шевелят губами и языком. Глаза не сканируют комплексы, слишком продолжительное время останавливаясь на отрывке.
  • Артикуляция осложняет и удлиняет путь обработки прочитанного: слух – речь – анализ. Скорочтение для детей укорачивает и упрощает маршрут текстообработки: зрительный центр – речь.
  • Небольшое поле зрения. Эта проблема характерна для большей части детей. Человеческому глазу свойственно улавливать информацию во время остановки.
  • Глаза передают материал в десятки раз быстрее, чем другие органы чувств. Но многие дети при чтении склонны базироваться на слухе.
  • Неоправданные автоматические повторы обуславливают потерю времени. Скорочтение избавляет от повторов, что ускоряет чтение материала.

Скорочтение призвано устранить вышеперечисленные проблемы. Взрослые люди зачастую не располагают возможностями и желанием употреблять более быстрые техники чтения. По этой причине обучение скорочтению особенно актуально в детском возрасте.

Упражнение 8. «Партизан»

Школьник читает текст (или отдельные слова, если он еще совсем мал) вслух. Вы говорите: «Партизан». По этому сигналу школьник берет в рот карандаш (зажимает его между губами и зубами) и продолжает читать про себя. По сигналу «Партизан сбежал» вынимаем карандаш и снова читаем вслух.  И так несколько раз.

Зачем это? Чтобы ликвидировать проговаривание слов во время чтения про себя. Проговаривание — враг быстрого чтения. Так что нужно его убрать. А когда в зубах зажат карандаш, проговаривать не получится.

Упражнение 10. «Тайна пропавшего предложения»

Для того, чтобы разгадать тайну нам потребуются карточки с предложениями (смотрите на рисунок). Всего карточек 6. На каждой по одному предложению. Шрифт крупный легко читаемый.

Приготовим тетрадь и ручку. Начинаем упражнение:

  1. Покажите ребенку первую карточку.
  2. Школьник читает предложение и старается запомнить.
  3. Через 6 — 8 секунд уберите карточку.
  4. Ребенок по памяти записывает предложение в тетрадь.
  5. Покажите ребенку вторую карточку и т.д. до шестого предложения.

В чем здесь смысл?

Как я уже говорила, на самом деле это не игра, а зрительные диктанты, разработанные профессором И.Т. Федоренко. Всего таких диктантов 18 штук. В каждом по шесть предложений.

В нашем примере я использовала самый первый диктант. В чем же их особенность? Посчитайте, пожалуйста,буквы в первом предложении диктанта. Их 8.

Во втором – 9,

в третьем – 10,

в четвертом и пятом по 11,

в шестом уже 12.

То есть количество букв в предложениях постепенно увеличивается и в конце концов достигает отметки 46 штук в последнем предложении 18 диктанта.

Для выполнения этого упражнения удобно использовать программу «Microsoft  Power Point». Ту, в которой обычно презентации делают.

Играя в «Тайну пропавшего предложения» вы развиваете оперативную память. Когда такая память развита плохо, ребенок, прочитав шестое слово в предложении, не сможет вспомнить первое. Занимайтесь зрительными диктантами каждый день и таких проблем не будет.

Как заниматься?

Не нужно пытаться выполнять все упражнения сразу. Вашего ежедневного внимания требует только игра «Тайна исчезающих предложений», а уже к ней добавьте еще пару, тройку упражнений на свой выбор. Меняйте их, чередуйте, чтобы не надоедали. Не забывайте временами проверять технику чтения самостоятельно, чтобы оценивать свои успехи.

Заниматься нужно регулярно, каждый день, понемногу. Это главное правило! С подробным планом тренировок можно ознакомиться здесь.

Друзья, а может быть вы тоже знаете какой-нибудь интересный способ улучшения техники чтения? Смею надеяться, что вы поделитесь им в комментариях. Заранее большое спасибо!

И до новых встреч на страницах блога!

Евгения Климкович.

Adblock
detector