Здоровье глаз

Развитие остроты зрения у детей

Основные причины снижения зрения у ребенка

Когда родители задаются вопросом, почему у ребенка падает зрение, искать ответ на него необходимо в первичных причинах. Они могут быть врожденные и приобретенные.

1. Врожденные причины:

  • нарушение зрения в результате негативного воздействия бактериальных и вирусных микроорганизмов, например, перенесенный грипп или воздействие паразитов на нервную систему ребенка;

  • дисфункция обмена веществ в период вынашивания ребенка;

  • генетическая предрасположенность;

  • врожденные опухоли мозга доброкачественного характера.

2. Приобретенные причины:

  • травмы (ушиб головой в раннем детском возрасте или травма, полученная при родах);

  • кровоизлияние, как внутриглазное, так и внутричерепное;

  • повышенное глазное давление;

  • последствия перенесенного заболевания;

  • преждевременные роды (может развиться так называемая ретинопатия недоношенных).

Даже учитывая всю сложность адаптации детей с нарушениями зрения, врачи рекомендуют посещать детский сад и школу; это поможет им в будущем, особенно в том случае, если снижение зрения невозможно устранить.

Дети с нарушением зрения: классификация

Наиболее встречаемые виды нарушения зрения у детей:

  • близорукость (истинная и ложная формы патологии);

  • дальнозоркость;

  • косоглазие;

  • астигматизм;

  • амблиопия.

Причины их появления могут иметь приобретенную или врожденную природу.

Близорукость – заболевание может быть как врожденными, так и приобретенным. Механизм развития нарушения заключается в удлинении глазных яблок.Если близорукий ребенок ходит в детский сад, необходимо проверить, в каких условиях проходят занятия (помещение должно быть хорошо освещенным).

Ложная близорукость – патология характеризуется постоянным напряжением глазной мышцы, то есть ее расслабление не происходит в те моменты, когда глаза находятся в состоянии покоя. Дети с подобным нарушением плохо видят предметы, расположенные вдали от них.

Визометрия (острота зрения)-452 - Московская офтальмология

Сопутствующими симптомами являются головные боли в лобной зоне, быстрая утомляемость глаз. Ребенок, страдающий ложной близорукостью, должен сидеть за первыми партами.

Необходимо и специальное лечение, иначе болезнь перейдет в истинную близорукость.
.

Дальнозоркость – патология, характеризующаяся нарушением анатомического строения глаз. Обнаружить нарушение можно по таким признакам: во время чтения ребенок отодвигает книгу далеко от себя. В процессе зрительной нагрузки появляется боль, глаза краснеют, развивается быстрая усталость.

Косоглазие – может передаваться на генетическом уровне, если в семье у кого-то из родных были подобные проблемы, но чаще всего говорит о наличии других заболеваний. При косоглазии происходит отклонение глазного яблока от центральной оси в левую или правую сторону, реже в вертикальном направлении.

Астигматизм – заболевание врожденного характера, обусловленное неправильной формой (кривизной) роговицы глаза. При таком нарушении ребенок трудно различает предметы, как находящиеся близко, так и вдали от него, присутствует быстрая утомляемость, глаза начинают болеть при чтении или нахождении за компьютером. Дети с подобным нарушением должны посещать сад компенсирующего типа.


Амблиопия, или «ленивый глаз» — особенностью этого заболевания является различие образов, полученных с правого и левого глаза, что не позволяет соединить все элементы воедино. Постепенно ребенок начинает видеть только одним глазом, а второй прекращает выполнять свои функции. Сопутствующими симптомами являются: головные боли, чувство дискомфорта в глазах, быстрая усталость. Исправление данной патологии следует начинать в раннем возрасте.

Дети с нарушением зрения, особенно младшего возраста, не могут объяснить взрослым, какой именно дискомфорт они чувствуют, поэтому родителям следует прислушиваться к любым жалобам ребенка и не пренебрегать профилактическими осмотрами у специалиста.

Уровень нарушения определяется степенью снижения остроты зрения. Она зависит от того, способен ли видеть глаз две ярких точки, находящихся на минимальном к нему расстоянии.

В том случае, когда глаза детей способны различать буквы или знаки, расположенные на десятой строке офтальмологической таблицы (расстояние от ребенка до таблицы 5 метров), их зрение считается нормальным и соответствует значению 1,0.

Отклонение вниз или вверх от 10 строки соответствует изменению остроты на значение 0,1.
.

1. Слабовидящие дети – нарушение развития остроты зрения соответствует значениям 0,05-0,2. Но даже при значительном отклонении от нормы дети впитывают информацию посредством зрительных образов. Посещая детский сад и школу, ребенок в полном объеме может воспринимать учебный материал, в том числе нет ограничений к письму или чтению.

https://www.youtube.com/watch?v=F_9akOsDSnw

2. Слепые дети – диагностируется полная остановка развития зрения, образное восприятие информации отсутствует. Может присутствовать остаточное зрение, соответствующее значению 0,04 на самый видящий глаз с использованием средств коррекции зрения, иногда способность различать свет сохраняется. По назначению врача рекомендуется домашнее обучение или детский сад и школа компенсирующего типа.


3. Частично слепые дети – сохраняется возможность различать свет и формировать образы, степень развития остроты зрения соответствует значению 0,005-0,4

4. Полностью слепые дети (тотальная слепота) – зрительные образы отсутствуют. Детям не рекомендуется посещать сад, требуется индивидуальное обучение и воспитание.

1. Дети, слепые от рождения – имеют тотальную слепоту, которая была диагностирована сразу при рождении или наступила в течение первых трех лет жизни.

2. Дети, ослепшие постепенно – с рождения развитие функции зрения происходило, но в возрасте до 6 лет и после – остановилось. 

Особенности развития, обучения и воспитания детей с нарушением зрения

При незначительном снижении остроты зрения, которое легко поддаётся коррекции, если начать лечение до того, как ребенок пойдет в сад, то к моменту поступления в школу состояние полностью нормализуется.

Дети с патологиями зрения средней тяжести могут чувствовать себя неполноценными, поэтому очень важно, чтобы родитель вселил в него ту уверенность, которой недостает ребенку. Если он посещает обычный детский сад, то необходимо попросить помощи у воспитателей, которые также поддержат малыша в трудную минуту.

Говоря об остроте зрения у детей, мы должны помнить, что из-за «незрелости» физиологии и анатомии сетчатки и зрительной коры у новорожденных очень слабое зрение, но оно быстро улучшается с возрастом, особенно в первые 6 месяцев жизни.

Хотя остроту зрения у детей можно уточнить и электрофизиологическими методами, применяемыми в кабинете оптометриста для взрослых, остроты зрения, свойственной взрослому, ребенок достигает лишь к 5-6 годам жизни. Отклонения от нормы довольно редки в раннем детстве и свидетельствуют о наличии аномалии формирования функции зрения.

Норма детского зрения

На приеме офтальмолог производит визуальный осмотр глаз малыша. При изучении глазного яблока оценивает его величину, форму, способность синхронно двигаться. Некоторые патологии специалист может определить сразу, к примеру, косоглазие, инфекционно-воспалительные процессы.

Таблица Орловой для проверки зоркости применяется для детей, достигших трехлетнего возраста. На этом плакате вместо букв располагаются картинки, уменьшающиеся сверху-вниз. Ребенка усаживают на расстоянии 5 метров. Тестирование выполняют в основном без применения коррекционных линз. Если же малыш с нарушениями зрения, то диагноз уточняется с помощью скиаскопии либо авторефрактометрии.

Также в этом возрасте проводится:

  • биомикроскопия — оценивается состояние прозрачности составляющих оптической системы глаза;
  • офтальмоскопия — исследуется глазное дно;
  • периметрия — диагностика, связанная с остротой периферического зрения.

Возраст ребенка — основной критерий, по которому определяется в норме зрительный аппарат или нет. Нормой в детском возрасте считается острота:

  • 2 годика — 0,4 — 0,7;
  • 3 годика — 0,6 — 0,9;
  • 4 годика — 0,7 — 1,0;
  • 5 лет — 0,8 — 1,0;
  • 6 лет и в более старшем возрасте — 0,9 — 1,0.

Наиболее сложный период в жизни каждого ребенка, особенно тех, у которых плохое зрение – это возраст от 1 года и до 7 лет. В этот период происходит стремительное развитие и формирование главных жизненных функций человека. В этом возрасте физические нагрузки на ребенка усиливаются, что обусловлено поступлением в детский сад, посещением различных кружков и секций


Родителям необходимо контролировать состояние малыша, регулярно посещать плановые осмотры у офтальмолога (1 раз в 4 месяца). При этом, чем выше нагрузка на ребенка, тем чаще дети с патологией зрения должны посещать врача.

Дети с проблемами зрения медлительны, не скоординированы, плохо чувствуют равновесие, не так сильны и выносливы, как здоровые.

Благодаря специально разработанным программам развития у малышей происходит формирование уверенности в своих движениях. Чаще всего занятия представлены подвижными играми, с использованием различных предметов: мяча, кеглей, кубиков и т.п.

Тем не менее, для разных возрастных групп детей можно приблизительно определить нормы зрения. Весь период взросления ребёнка можно условно разделить на следующие периоды:

  1. от рождения до 1-го года;
  2. от 1-го до 2-х лет;
  3. от 2-х лет до 3-х;
  4. от 3-х до 7-ми лет;
  5. от 7-ми до 16-ти лет.

Норма зрения у ребенка до года

Это очень важный период, потому как именно в это время формируется зрение. При рождении острота зрения у младенца менее 2%. Единственное, что могут проверить врачи, так это реакцию на свет.

Однако ребёнок интенсивно развивается и уже через месяц появляется реакция на происходящие вокруг события. Пройдёт пару тройку месяцев и зрение ребёнка будет уже в 30%. Ребёнок научится различать цвета, очертания и формы, следить за движением объектов. Также ребёнок научится узнавать родных и близких ему людей и отличать их от посторонних.

Норма зрения у детей от одного до двух лет

После первого года жизни зрение ребёнка становится чётче, но всё равно не достигает отметки в 100% и колеблется от 40 до 70%. Его глаза растут и развиваются вместе с ним самим. В этом возрасте главным критерием остроты зрения является способность воспринимать два объекта, расположенных в некоторой отдалённости друг от друга. Ребёнок уже может следить глазами за несколькими предметами. Появляется некая синхронность в движении глаз и рук ребёнка.

Проверить зрение у ребёнка можно с помощью нехитрых тестов, таких как таблица Орловой. Эта таблица почти ничем не отличается от таблицы Сивцева (обычной таблицы для проверки зрения), которую мы привыкли видеть в кабинетах окулистов, кроме как тем, что вместо букв там изображены различные фигурки животных или предметов.

Система проверки зрения такая же, как и у взрослых. Если ребёнок с расстояния в пять метров не видит какую-либо строчку, врач переходит к следующей. Такая система позволяет выявить отклонения от нормы зрения. Поводом для обращения к специалисту могут послужить прищуривания (без необходимости) ребёнка.

В итоге можно сделать следующее заключение. У детей норма зрения в разном возрасте различна. При рождении дети имеют зрение в 2% от нормы, но с каждым месяцем глаза ребёнка развиваются и уже к 7 годам достигают единицы. Дальше судьба глаз ребёнка в его руках, при желании можно сохранить идеальное зрение до самой старости.

Тесты с полосками “работают” очень хорошо с младенцами до 1 года, но они часто устают от наблюдения полосок.

Тест Cardiff

— это другой возможный тест, в который добавляется элемент интереса, путем использования картинок из черных и белых линий. Эти “исчезающие” оптотипы состоят из 2 тонких черных линий и 1 белой линии (вдвое тоньше).

Когда полоски “превосходят” разрешающую способность глаза, они “исчезают”. В тесте Cardiff используется сходный с тестами Keeler и Teller протокол: обозреватель не знает о местонахождении “мишени” и судит о ее положении наблюдая за движениями глаз ребенка, хотя ребенка можно попросить указать на мишень, чтобы повысить его интерес к тесту.

Тест Cardiff удобен не только для маленьких детей, но и для детей старшего возраста и взрослых с трудностями обучения или общения, с которыми не удается применить более сложные тесты.

Острота зрения и ее возрастная динамика - О глазе

Подобные тесты на зрительные предпочтения основаны на серьезных научных исследованиях развития органа зрения ребенка и доступных сведениях о нормах для каждого возраста. Тесты снабжены простыми инструкциями и легко выполняются.

Маловероятно, что большинство оптометристов работают с детьми до 1 года, но желательно располагать в кабинете хотя бы тестом Cardiff. Но, если оптометрист готов нести дополнительную ответственность и работать с детьми до 2 лет, важно иметь в кабинете подобные тесты на зрительные предпочтения.

Кабинеты, не располагающие подобными тестами, не могут адекватно работать с маленькими детьми. Тесты на зрительные предпочтения — единственный способ оценить остроту зрения у маленьких детей, еще неспособных назвать объект или указать на него, поэтому важно согласиться, что эти тесты являются мерой оценки разрешающей способности глаза.

Они, действительно, оценивают способность различать объект, но они менее “чувствительны” при амблиопии, в частности, при косоглазии. Очевидно также, что они недооценивают остроту зрения.

Поэтому, следует признать полезность подобных тестов для младенцев и маленьких детей и иметь в виду указанные ограничения, в связи с чем при первой же возможности по мере взросления ребенка следует переходить к более точным тестам для определения параметров зрения.

Тесты на распознавание объектаТесты на распознавание объекта оценивают способность обнаруживать, различать и узнавать объект, будь это картинка или буква. Эти тесты чувствительнее тестов на разрешение при амблиопии, особенно, когда они используются в скученном формате.

Как только ребенок позволяет применить подобные тесты, следует использовать именно их. В среднем, можно ожидать, что ребенок в 2,5 года будет способен различать картинки или буквы.

Обычно дети в этом возрасте также способны назвать простые картинки.

Доступны многочисленные тесты с буквами и картинками. Если цель состоит в выявлении детей с амблиопией и в мониторинге результатов очковой коррекции или другого метода лечения, важно использовать серьезные тесты, способные выявить различия в остроте зрения между глазами и ее изменение после лечения.

На основе анализа опубликованных данных можно заключить, что logMar тест является наилучшим для определения остроты зрения в педиатрической практике. Это тест с буквами или символами, которые предъявляются поодиночке или в скученном варианте.

Для совсем маленьких детей скученное предъявление может оказаться слишком сложным, поэтому лучше показывать одиночный символ для определения остроты зрения на основании его распознавания. С увеличением возраста ребенка становится возможным использовать скученные тесты.

Для детей, неспособных к общению (и неспособных называть буквы или символы) могут использоваться картинки. Тест с символами Lea может считаться золотым стандартом по определению остроты зрения: в нем используется 4 символа (домик, сердечко, кружок и квадратик), которые при ухудшении остроты зрения и «размытии» очень похожи.

Он существует в разных версиях, но для целей стандартной оптометрической практики вполне чувствителен тест со скученным предъявлением этих символов с расстояния 3 метра. Более компактный тест с перелистыванием тех же символов и предъявлением их с 3 метров также очень удобен.

Тест Kay с картинками популярен в Великобритании и недавно появился в обновленной версии (в варианте скученного предъявления картинок). Этот тест можно критиковать за использование различных форм, которые при ухудшении зрения и размытии изображения не становятся похожими, что затрудняет установление пороговой видимости на близких расстояниях (а последнее оптимально для тестирования остроты зрения).

Таблицы для определения остроты зрения вблизи также доступны в тестах Lea и Kay. Оценка остроты зрения вблизи должна быть неотъемлемой частью в педиатрической офтальмологии.Из чего складываются значительные различия тестов на определение остроты зрения между глазами?

Важно, чтобы специалисты понимали, из чего складываются значительные различия между тестами, которые они используют для определения остроты зрения у детей. Каждый из тестов отличается некоторым уровнем неоднозначности.

Самые сложные и “чувствительные” тесты отличаются наименьшим разбросом данных и наилучшей повторяемостью, то есть специалист может ожидать получить тот же результат (или очень близкий к нему), когда тест повторяется при идентичных условиях.

К сожалению, многие тесты для определения остроты зрения разработаны и производятся таким образом, что повторяемость тестов неизвестна. Поэтому, определяя остроту зрения правого и левого глаза, специалист не знает, указывают ли обнаруженные различия на плохую повторяемость теста или на реальные изменения, которые требуют дальнейшего изучения и наблюдения или лечения.

Когда сведения о повторяемости доступны, следует использовать самые сложные тесты с наилучшей повторяемостью, поскольку так можно выявить самые слабые, но достоверные, изменения остроты зрения для обоих глаз или для одного глаза в динамике (если проводится мониторинг лечения или коррекции).

Некоторую информацию об отдельных тестах, доступных для определения остроты зрения в педиатрической практике, можно найти в литературе. Наилучшие тесты предлагаются после тщательной проверки воспроизводимости и чувствительности (например, тест logMar), и эти данные предоставляются специалисту, когда он покупает тест. К сожалению, для многих коммерчески доступных тестов такой информации нет.

В таблице приводятся отличия между тестами, которые могут привести к существенно различным результатам, полученным при определении остроты зрения с помощью распространенных тестов. Данные в таблице основаны на опубликованных работах.

Некоторые из тестов отличаются очень низкой чувствительностью (например, тест Sheridan-Gardiner) и требуют очень больших различий в остроте зрения между глазами, чтобы оптометрист мог достоверно сказать, что разница реально существует и выходит за пределы погрешности метода.

Тест Особенности Разница в остроте зрения между двумя глазами(IAD)
Карточки Keeler зрительные предпочтения 2 карточки
Тест Cardiff зрительные предпочтения 2 карточки
Тест Kay с картинками одиночные/соответствие 2 линии
Тест Sheridan-Gardiner одиночные/соответствие 3 линии
Тест Sonksen-Silver одиночные/соответствие 2 линии
Тест Cambridge с карточками скученные/соответствие 2 линии
LogMar тест скученные/соответствие 4 знака
Тест Lea с символами  скученные/соответствие 1 линия

С точки зрения оптометриста, эти данные свидетельствут, что при использовании тестов на зрительные предпочтения разница в 2 карточки является клинически значимой. Когда ребенок готов к более сложным тестам с буквами или картинками, оптометрист должен контролировать различия в 4 буквы (0,1 logMar единицы) при использовании теста logMar или в 1 строку и более при использовании теста Lea.

Пока сложно сказать точно, но здравый смысл подсказывает, что различия в остроте зрения между глазами в 1 строку (4 символа) следует признать значимыми.

При рождении ребенка его зрительная система еще не до конца сформирована. Особенности зрения у детей таковы, что малыш пока в состоянии только распознавать свет, то есть отличать день от ночи. Несовершенство глазных нервов и мышц, двигающих глазное яблоко, не позволяет ему различать предметы более четко, нормальным в этом возрасте является и косоглазие.

Проверить норму зрения у 6-месячного ребенка можно с помощью такого теста: красный шарик диаметром 4 см вешают на нитку и раскачивают. Затем к нему на руках подносят ребенка и наблюдают, когда именно он отреагирует глазами на происходящее. Когда малыш заметил шарик с расстояния 1 м, то острота его зрения 0,03; если с 3 м, то 0,11, а с 5 м, то 0,18. При этом нормой считается диапазон от 0,1 до 0,3.

Для годовалого малыша такой тест проводят с шариком диаметра 0,7 см. Расстоянию 1 м соответствует острота 0,2; 3 м – 0,6; 5 м – 1,0 при норме 0,6–0,9.

Проверить зрение у детей при помощи специального теста становится возможным примерно в трехлетнем возрасте. До этого достаточно внимательно следить за развитием ребенка, его реакциями на те или иные предметы, образы и т. п. В три года малышу предлагают таблицу Орловой – 10 рядов силуэтных картинок, расположенную на расстоянии 5 м от глаз. Ребенок должен назвать сначала картинку в верхнем ряду; так постепенно переходят к ряду нижнему.

Все правильно названные картинки в том или ином ряду и определяют остроту зрения. Ее нормы:

  • В 3 года – 0,6–0,9;
  • В 4 года – 0,7–1,0;
  • В 5 лет – 0,8–1,0;
  • В 6 лет – 0,9-1,0.

Таким образом, острота зрения повышается с рождения до школьного возраста и к 7–8 годам соответствует нормам взрослого человека.

Своевременно выявить и скорректировать нарушения зрения у детей помогут регулярные посещения детского офтальмолога.

Удивительно, но до полугода у ребенка зрение в 20-25 раз слабее, чем у взрослого. Он способен увидеть лишь крупные предметы, расположенные на расстоянии.

С полутора до 3 лет норма зрения малышей составляет 0,6-0,8. Теперь он может фокусировать взгляд на любом предмете.

С 3 до 5 лет зрение детей уже приближается к показателям взрослого и составляет 0,8-0,9. Но в этом возрасте из-за недостаточно развитых мышц может проявиться наследственная миопия.

В 5 – 7 лет ребенок видит почти также как взрослый, норма 0,9 – 1. В этот период он вполне готов к чтению и письму. Но зрение продолжается формироваться до окончания роста глаза — до 12 лет.

Чтобы не допустить проблем со зрением у ребенка, необходимо действовать комплексно. Правильный образ жизни и регулярные осмотры у офтальмолога – уже большой шаг для сохранения здоровья глаз.

Замените многочасовые посиделки у телевизора и компьютера ребенка играми на свежем воздухе или другой двигательной активностью.

Диагностика в полгода и год

После трех месяцев зрение малыша становится лучше, он уже может удерживать взгляд на игрушке и брать ее в руки. Родителей должны насторожить такие моменты:

  • частая краснота глазных яблок;
  • выделения;
  • устойчивое косоглазие;
  • ритмичные колебания глаз.

При появлении одного из этих симптомов не следует дожидаться плановой проверки, покажите малыша офтальмологу как можно быстрее.

Проверка остроты зрения у ребенка в полгода выполняется в такой же последовательности, как и у трехмесячного. Степень дальнозоркости может незначительно снизиться либо остаться на том же уровне. Результаты исследований обязательно сравнивают с предыдущими. Косоглазия в этом возрасте быть не должно. Сетчатка становится розового оттенка, а диск зрительного нерва – бледно-розовым, имеет точные контуры.

В год ребенок с нормальной остротой зрения хорошо различает предметы, воспринимает мимику окружающих, однако стоит учитывать, что зрение в этот период еще отличается от взрослого. На приеме у офтальмолога проводится визиометрия, скиаскопия либо авторефрактометрия, позволяющая уточнить степень рефракции.

Дальнозоркость должна уменьшиться по сравнению с показателями, которые были получены в полгода, и варьироваться в пределах от 2,5 до 3,0 диоптрий. Проверка остроты зрения у ребенка затем выполняется по достижении им двухлетнего возраста, при оформлении в детское дошкольное заведение (в основном это 3 года), в 4 годика, а также перед поступлением в школу.


В норме зрительных нарушений в этот период быть не должно. Во время учебы осмотры выполняют ежегодно.

Adblock
detector