Здоровье глаз

Причины и диагностика нарушения зрения у детей и взрослых

Причины возникновения

Перед тем как рассказать о лечении ухудшения зрения, необходимо перечислить возможные причины, по которым чаще всего происходит данная проблема.

У современного человека, особенно у тех, кто работает в офисе, глаза – едва ли не самый активно работающий орган.

Тексты деловых бумаг, экран компьютера, а вечером еще и «голубой огонек» телевизора – при такой нагрузке мало у кого зрение не ухудшается. Можно ли остановить этот процесс? Специалисты считают: многое зависит от нас самих. Почему слабеет зрение?

Причина 1. Отсутствие работы глазных мышц.

Изображение предметов, которые мы видим, зависит от сетчатки, светочувствительной части глаза, а также от изменения кривизны хрусталика – специальной линзы внутри глаза, которую ресничные мышцы заставляют становиться то более выпуклой, то более плоской – в зависимости от расстояния до объекта.

Если постоянно сосредоточиваться на тексте книги или экране компьютера, то мышцы, управляющие хрусталиком, станут вялыми и слабыми. Как и всякие мышцы, которым не приходится работать, они теряют форму.

Вывод. Чтобы не терять способность видеть хорошо вдали и вблизи, нужно тренировать глазные мышцы, выполняя регулярно следующее упражнение: концентрировать взгляд то на дальних, то на близких предметах.

Причина 2. Старение сетчатки.

Клетки сетчатки глаза содержат светочувствительный пигмент, с помощью которого мы видим. С возрастом этот пигмент разрушается и острота зрения падает.

причины нарушения зрения

Вывод.Чтобы замедлить процесс старения, нужно регулярно есть продукты, содержащие витамин А, – морковь, молоко, мясо, рыбу, яйца.

Витамин А растворяется только в жире, поэтому в морковный салат лучше добавить сметаны или подсолнечного масла. Не следует совсем избегать жирного мяса и рыбы. И молоко лучше пить не только обезжиренное.

Если зрение испортилось, то причиной может быть отслоение сетчатой оболочки глаза. Это опасная патология, которая может стать причиной слепоты. Уровень заболеваемости составляет 5–10 человек на 100000. Это наиболее частая причина слепоты и инвалидности. Известны 3 формы этой патологии:

  • травматическая;
  • первичная;
  • вторичная.

Способствуют отслоению следующие факторы:

  • попадание жидкости или инородного предмета;
  • интенсивные нагрузки;
  • черепно-мозговые травмы;
  • падения;
  • окклюзия артерий;
  • увеит;
  • опухоли;
  • токсикоз во время беременности;
  • тяжелая форма гипертонической болезни;
  • операции на глазах.

Историческая справка указывает, что отслоение чаще всего развивается у людей с нарушением рефракции. Чаще всего поражается 1 глаз. Дистрофия и вирусные инфекции — влияющие на состояние сетчатки факторы. При отслоении наблюдается быстрое ухудшение зрения в одном глазу. Дополнительными признаками являются ощущение пелены перед глазами, наличие тени в одном из полей зрения, вспышки и искры. На ранних стадиях симптомы выражены слабо.

Многие из перечисленных нарушений зрения являются врожденными, однако существуют и дополнительные факторы риска:

  • сильное перенапряжению глазных мышц и нервов;
  • длительная работа за компьютером;
  • наличие зрительных раздражителей, а также плохое освещение помещения;
  • употребление алкоголя и табакокурение;
  • неправильное питание.
ПОДРОБНЕЕ:  Блефарит у детей — основные признаки и причины возникновения. Блефарит у детей: симптомы и лечение, причины, фото Блефарит у детей комаровский

Более подробно о каждой причине можно прочитать на странице «Причины нарушения зрения»

Нарушения зрения: виды нарушений остроты зрения (близорукость и ...

Хорошее зрение зависит не только от глаза, но и от его взаимодействия с головным мозгом. Причины нарушения зрения делятся на 3 группы:

  1. Повреждения частей глаза или структурные нарушения.
  2. Нарушение рефракции, когда глаз не способен сфокусировать на сетчатке изображение.
  3. Поражение той части мозга, которая отвечает за взаимодействие с глазом.

3.1 Виды нарушений зрения

Если ухудшилось зрение, данная картина может иметь несколько разновидностей, в зависимости от причинных факторов.

Проблемы с нормальной аккомодацией — в данной ситуации наблюдается ухудшение четкости, когда человек разглядывает предметы на удаленной дистанции.

Трудности с периферическим зрением — в данной ситуации человек страдает от того, что утрачивает возможность четкого обнаружения объектов, пребывающих в боковой части от глаз.

Нарушение рефракции предполагает ухудшение возможности глаз различать те или иные предметы, которые находятся на расстоянии, в результате глаза испытывают сложности в адаптации к освещению.

Причины нарушения зрения у человека

Нарушения адаптации — глаза не могут рационально и достаточно быстро привыкнуть к освещению, которое имеет свойство быстро меняться. Это мешает различению разных цветов.

Степень
нарушения зрительной функции определяется
по уровню снижения остроты зрения —
способности глаза видеть две светящиеся
точки при минимальном расстоянии между
ними. За нормальную остроту зрения,
равную единице — 1,0, принимается
способность человека различать буквы
или знаки десятой строки специальной
таблицы на расстоянии пяти метров.

Разница в способности различать знаки
между последующей и предыдущей строками
означает разницу в остроте зрения на
0,1.

1.
слепые — это дети с полным отсутствием
зрительных ощущений, либо имеющие
остаточное зрение (максимальная острота
зрения — 0,04 на лучше видящем глазу с
применением обычных средств коррекции
— очков), либо сохранившие способность
к светоощущению;

1.абсолютно,
или тотально, слепые — дети с полным
отсутствием зрительных ощущений;


2.частично
слепые — дети, имеющие светоощущения,
форменное зрение с остротой зрения от
0,005 до 0,04;

Рассмотрим основные и самые распространённые виды зрительных нарушений.

Миопия (близорукость)

При близорукости человек плохо различает объекты, находящиеся на расстоянии. Чем выше степень миопии, тем слабее он видит вдаль.

Изображение предмета при миопии фокусируется не на сетчатке, а перед ней. Это может обуславливаться кривизной роговицы, удлинением глазного яблока или наличием этих обоих симптомов.

основные причины нарушения зрения

Наиболее часто близорукость выявляется у взрослых людей, проводящих много времени за компьютером, и у детей школьного возраста, поскольку в это время нагрузка на глаза увеличивается в несколько раз. Данное нарушение корректируется очками и линзами, а также путём хирургического вмешательства.

ПОДРОБНЕЕ:  Формы очков для зрения

Незначительное ухудшение зрения можно исправить с помощью специальных зрительных упражнений.

Гиперметропия (дальнозоркость)

По степени нарушений

Степень нарушения зрительной функции определяется по уровню снижения остроты зрения – способности глаза видеть 2 светящиеся точки при минимальном расстоянии между ними. За нормальную остроту зрения, равную единице – 1,0, принимается способность человека различать буквы или знаки десятой строки специальной таблицы на расстоянии 5 метров.

Разница в способности различать знаки между последующей и предыдущей строками означает разницу в остроте зрения на 0,1.

Развитие диплопии у человека

Часто ухудшается зрение по типу диплопии. Это патологическое состояние, при котором окружающие предметы двоятся. Различают горизонтальную и вертикальную диплопии. Данный недуг может являться симптомом серьезной патологии. Известны следующие причины диплопии:

  • поражение черепных нервов;
  • нарушение работы глазодвигательных мышц;
  • поражение нервных пучков;
  • рассеянный склероз;
  • инсульт;
  • синдром Миллера-Фишера;
  • миастения;
  • опухоли мозга;
  • ботулизм;
  • острое отравление;
  • сахарный диабет.

Слепота
и глубокие нарушения зрения вызывают
отклонения во всех видах познавательной
деятельности. Негативное влияние
нарушения зрения проявляется даже там,
где этот дефект не должен нанести ущерб
развитию ребенка. Систематизация,
классификация, группировка материала,
так же как и создание условий его четкого
восприятия, являются предпосылкой
развития памяти при нарушенном зрении.

Становление
речи у зрячих и лиц с нарушениями зрения
осуществляется принципиально одинаково,
однако отсутствие зрения или его глубокое
нарушение изменяет взаимодействие
анализаторов, в силу чего происходит
перестройка связей, и в процессе
формирования речь включается в иную
систему связей, чем у зрячих.

Речь слепого
и слабовидящего развивается в ходе
специфической человеческой деятельности
— общения, но имеет свои особенности
формирования — изменяется темп развития,
нарушается словарно-семантическая
сторона, появляется «формализм»,
накапливается большое количество слов,
не связанных с конкретным содержанием.


Предметные совместные действия с речевым
словесным обозначением как самих
предметов, так и действий с ними, с одной
стороны, стимулируют соотнесение
усвоенных ребенком слов с конкретными
предметами окружающего мира, с другой
— являются условием лучшего познания
внешнего мира в процессе активного
оперирования с предметами.

Речь
слепого выполняет также компенсаторную
функцию, включаясь в чувственное и
опосредованное познание окружающего
мира, в процессы становления личности.
Компенсация последствий глубоких
нарушений зрения участием речи наиболее
четко проявляется в чувственном познании,
поскольку она уточняет, корригирует и
направляет протекание процессов
чувственного познания, позволяет более
полно и точно воспринимать предметный
мир в ощущениях и представлениях.

ПОДРОБНЕЕ:  Темные локти и колени как избавиться и в чем причина

Специфика
развития речи выражается также в слабом
использовании неязыковых средств
общения — мимики, пантомимики, поскольку
нарушения зрения затрудняют восприятие
выразительных движений и делают
невозможным подражание действиям и
выразительным средствам, используемым
зрячими.

Это отрицательно сказывается
на понимании речи зрячего и на
выразительности ее у слепого и
слабовидящего. В таких случаях требуется
специальная работа по коррекции их
речи, позволяющая овладеть ее экспрессивной
стороной, мимикой и пантомимикой и
использовать эти умения в процессе
общения.

Необходимыми
условиями своевременного выявления
любой патологии развития, включая
нарушение зрительной функции, являются
тщательное наблюдение за ребенком с
самого его рождения и хорошее знание
нормативных сроков становления основных
показателей психического развития.

При
наблюдении за динамикой психического
развития ребенка необходимо адаптировать
тестовый материал к сниженным возможностям
зрительного восприятия у детей с
нарушением зрительной функции.
Предъявляемый материал должен иметь
большую контрастность, лучшую освещенность,
большие угловые размеры.

1.клиническое
ассистирование и клиническая помощь;

2.самоанализ,
самоотчет, самоконтроль и самонаблюдение;

3.обследование
актуального, действительного
функционирования зрения в реальных
условиях школьного обучения.

https://www.youtube.com/watch?v=aWwE5sc7ASo

Adblock
detector