Здоровье глаз

Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста

Что делать, если речь малыша на среднем уровне?

Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста осуществляется на основе оценки отдельных свойств, характеризующих вербальную активность.

Свойства речи, на которые нужно обращать внимание, это:

  • содержательность;
  • понятность;
  • выразительность;
  • действенность.

Содержательность – характеристика, позволяющая судить о том, насколько четко выражает ребенок мысли и их количестве. О значимости стремлений, желаний чувств и соответствии их действительности.

Под понятностью речи ребенка подразумевается не только ее внятность и правильное произношение звуков. В рамках данной характеристики рассматривается и то, как именно малыш выстраивает предложения, выделяет ли слова, применяет ли паузы. То есть, эта характеристика включает в себя умение расставлять логическое ударение, подчеркивать смысловое значение фразы.

Выразительность – это эмоциональная насыщенность детской речи. В эту же характеристику входят такие понятия, как разнообразие используемых языковых средств. Действенность – это доходчивость произносимого, воздействие речи на людей.

Вопрос о том, зачем это нужно, родители нередко задают воспитателям в детских садиках. Как правило, смущает взрослых формулировка, в которой задействовано слово «диагностика». Привыкнув относить данный термин к медицинской сфере, многие считают, что диагностика речевого развития детей дошкольного возраста – это нечто, на подобии вердикта и опасаются, что кто-то поставит на их малыше своеобразное клеймо.

Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста

На самом же деле, методики преследуют совсем иные цели. В ходе речевой диагностики выявляются такие умения и навыки:

  • точность и уместность применения слов;
  • понимание значения, смысла произносимого;
  • владение склонениями и прочими изменениями форм частей предложений;
  • способность выбирать схожие и отличные по смыслу выражения;
  • различие смысловых оттенков в многозначных словах;
  • степень ориентированности произносимого на передачу значения, описание.

То есть, основными целями диагностических методик является формулирование индивидуальной задачи речевого развития детей дошкольного возраста. Иными словами, эти методики выявляют сильные и слабые стороны в речи малыша и помогают родителям и работникам детских садов обозначить направления, нужные для оптимального развития конкретного ребенка.

Большинство родителей пугаются, услышав от воспитателя высказывание о низкой степени развития речи у их ребенка. Между тем, подобный результат диагностики не должен вызывать никаких тревог или опасений. Особенности речевого развития детей дошкольного возраста заключаются в том, что каждый малыш осваивает вербальные навыки индивидуально, в своем собственном темпе.

По каким критериям ребенку присваивается низкий уровень речевого развития? Этот вопрос неизменно возникает у родителей, полагающих, что они достаточно много занимаются с малышом и на фоне сверстников их ребенок отстающим или же не особо развитым не выглядит.

Критериями, по которым педагог оценивает уровень речевого развития, как низкий, заключаются в следующем:

  • при предъявлении слова с заданием составить с ним фразу, малыш просто его повторяет, ничем не дополняя;
  • не справляется с выбором антонимов или же синонимов, не понимает различие между ними;
  • использует не соответствующие ситуации по смысловому значению выражения;
  • не может объяснить, что имеется в виду при перечислении наименований предметов.

Этот перечень может быть дополнен в зависимости от того, какими диагностическими материалами пользовались педагоги при оценке вербальности ребенка. Например, если использовались методики, основанные на фольклорных материалах, то неверный ответ на загадку или же отсутствие понимания смысла поговорки, пословицы – тоже являются критериями, позволяющими утверждать, что речевое развитие малыша находится на низком уровне.

Родителям, испытывающим волнение, стоит заранее узнать о том, каким именно способом будет проводиться в саду диагностика речевого развития детей дошкольного возраста. Таблица с вопросами и задействованными методиками тестирования, как правило, не является секретной и либо размещается на информационном стенде, либо доступна непосредственно у воспитателя или заведующей.

ПОДРОБНЕЕ:  Ребенок жалуется на боль в ногах ниже колена причины лечение

Относительность критериев, которыми руководствуются работники дошкольных учреждений, очевидна даже далеким от педагогики людям. Поэтому расстраиваться и тем более спорить с воспитателем не стоит. Нужно выяснить во всех подробностях с чем именно не справился ребенок во время выполнения диагностических заданий.

К примеру, если диагностика речевого развития детей дошкольного возраста выявила, что малыш не может подобрать антонимы или синонимы к слову, то стоит заняться с ним именно этим. Намного сложнее обстоят дела в ситуациях, когда педагоги применяют так называемые «модные» методики, иными словами – тематические. Например, те, в основе которых лежит устное народное творчество, фольклор. Результаты тестирования детей по таким специфическим методикам не просто спорны, они практически всегда не соответствуют реальности.

Например, общеизвестная загадка о девице в темнице, выпустившей косу на улицу. Современный городской ребенок без предварительного объяснения, не способен догадаться, что речь может идти о моркови. Для малыша этот овощ появляется из магазина или с рыночного прилавка, а вовсе не из-под земли. И подобных нюансов очень много.

Основные проблемы речевого развития детей дошкольного возраста, выявление которых позволяет педагогам говорить о среднем уровне, таковы:

  • при предъявлении слова с заданием составить с ним фразу, малыш дополняет его одним только эпитетом;
  • справляется с выбором антонимов или синонимов, однако произносит их в неверном падеже, склонении;
  • неверно произносит отдельные звуки, что вызывает сложности в понимании сказанного;
  • при ошибках в выполнении тестов исправляет их с помощью наводящих вопросов или иных подсказок.

Таким образом, средний уровень речевого развития может продемонстрировать практически любой малыш, без каких-либо специальных занятий с ним. Однако, сложности могут возникнуть у тех детей, которые не особо активны в общении и склонны к стеснению, волнению. Нередко именно это становится причиной того, что ребенок справляется с заданиями средне, а не на отлично.

Средние оценки уровня вербальности – это хороший результат, говорящий о правильном и своевременном развитии малыша. Однако, это вовсе не означает того, что родителям ничего не нужно делать.

Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста

Следует постоянно заниматься с ребенком, увеличивать его словарный запас, расширять уровни сложности построения фраз. Нужно обязательно выяснить у педагога, на что именно обратить повышенное внимание. К примеру, если ребенок на задании составляет предложение только из пары слов, заняться следует именно этим.

Такая оценка вовсе не означает того, что диагностика речевого развития детей старшего дошкольного возраста не выявила никаких проблемных нюансов. Она говорит лишь о том, что малыш не испытывает стеснения при общении, активен и обладает широким для своего возраста кругозором.

Критерии, позволяющие воспитателю детского сада утверждать то, что речь малыша развита максимально, таковы:

  • при предъявлении слова с заданием составить с ним фразу, ребенок произносит предложение минимум из трех составляющих;
  • не наблюдается сложностей с пониманием значений выражений;
  • легко и быстро выбирает синонимы и антонимы, в правильной форме;
  • справляется с таким тестом, как пересказ услышанного литературного произведения;
  • нет дефектов в произношении звуков.

Высокие оценки уровня речевого развития обычно получают малыши любознательные, активные и общительные. Это очень хороший результат, свидетельствующий не только о вербальной развитости и интеллекте, но т о том, что ребенок лишен комплексов и не испытывает психологических проблем.

Такая оценка нередко является поводом гордости родителей, особенно любят ею хвастаться матери-домохозяйки. Но она является не только поводом для семейной радости, но и причиной задуматься о том, как поддержать достигнутый результат.

ПОДРОБНЕЕ:  Рейтинг лучших витаминов с кальцием для детей и взрослых

Обязательно нужно переговорить с педагогом и узнать, при выполнении каких заданий ребенок был слабее. Разумеется, они и должны стать приоритетом в занятиях. Также важно не переусердствовать. Излишне раннее развитие нередко приводит к тому, что в начальных классах ребенку не чему учиться. Ему становится скучно, мозг перестает напрягаться, что приводит к резкому спаду успеваемости после завершения обучения в начальной школе.

Речевое развитие детей дошкольного возраста по ФГОС должно проводиться в комплексе с другими занятиями. Программы развития должны включать в себя такие направления:

  • социально-коммуникативное;
  • познавательное;
  • непосредственно речевое;
  • художественно-эстетическое;
  • физическое.

Это означает, что в дошкольных учреждениях к развитию малышей педагоги подходят комплексно, не ограничиваясь только одним из направлений. Если же детский садик имеет специальный статус, например, логопедический, то это означает, что проблемное направление имеет приоритет перед другими, но вовсе не отменяет их.

Технологии речевого развития детей дошкольного возраста – это занятия с ними, как в обучающей, так и в игровой формах. Чем ближе наступление школьного возраста, тем больший приоритет у занятий, проводящихся также, как обычный урок.

Федеральным стандартам соответствуют методики, включающие в себя такие направления:

  • формирование навыков устной речи;
  • пополнение активного словарного запаса;
  • развитие монологической речи и умения вести диалог;
  • понятие о речевом творчестве и его азы.

Кроме этого, в методических материалах, используемых педагогами, могут быть разделы, посвященные развитию навыков интонации, логического ударения, звуковой и фонетической культуры.

Методики диагностики речевого развития детей дошкольного возраста разрабатываются постоянно и количество их достаточно велико. Каждое дошкольное учреждение в праве выбирать для себя комплект методических материалов и пособий. По этой причине, тем родителям, которые желают быть в курсе того, как будет обучаться их ребенок и чем станут пользоваться при диагностике степени развития его речи, нужно обратиться непосредственно к воспитателям или заведующей детского сада.

Возрастные нормы развития речи дошкольников

Логопед должен знать как происходит онтогенез речевых компонентов в норме. Тогда он сможет сопоставить результаты диагностики речевого развития и дать нужные рекомендации. Чаще всего за помощью к специалисту обращаются в дошкольном возрасте по нескольким причинам.

  1. Чем раньше начата коррекционная работа, тем эффективнее она будет.
  2. Сформированная речь в дошкольном возрасте — залог успешного овладения грамотой.

На прием к логопеду родители обращаются, если малыш в 3 года не разговаривает или общается при помощи фраз. Но специалисты настоятельно советуют не ждать этого возраста или когда ребенок пойдет в детский сад. Если первые слова не появились к 1,5 годам, понимание обращенной речи затруднено, нужна консультация логопеда.

Родителей также должно насторожить, если в 3 года малыш для общения использует больше мимику и жесты. В этом возрасте ребенок:

  • общается простыми предложениями;
  • использует преимущественно существительные, глаголы, реже — прилагательные;
  • знает некоторые обобщающие слова (игрушки, животные, овощи и др.);
  • может менять словоформу, добавляя уменьшительно-ласкательный суффикс;
  • склоняет существительные по числам;
  • начинает овладевать навыками согласования существительных с прилагательными. Может допускать ошибки при согласовании в роде;
  • с помощью взрослого составляет короткий рассказ по картинке или серии картинок;
  • правильно произносит губно-губные (Б, М, Н, П и их мягкие варианты), заднеязычные (К, Г, Х и их мягкая вариация), переднеязычные (Д, Т , Д`, Т`), свистящие, осваивает звуковой образ шипящих;
  • различает на слух твердые и мягкие фонемы;
  • не искажает слоговую структуру в большинстве слов;
  • понимает сложную инструкцию;
  • имеет в словарном запасе около 1 000 слов.
ПОДРОБНЕЕ:  Астигматизм доктор комаровский — Ваши глаза

В 3 года в детской речи появляется такое явление как словотворчество: ребенок, усваивая нормы родного языка, иногда создает новые слова. Словотворчество — не повод паниковать, наоборот, оно является важной составляющей для формирования языкового чутья.

В 4 года словарный запас увеличивается до 4 000 слов. Ребенок, в основном, для общения использует сложные предложения.  Освоены правильное произношение шипящих и слоговая структура. Некоторые дети овладевают произношением сонорных звуков, чаще всего мягким вариантом Л.

Ребенок может запоминать короткие стихотворения, потешки. Постепенно он овладевает просодической стороной речи: может менять высоту голоса, говорить с восклицательной или вопросительной интонацией. Может выделять главные признаки предмета и называть совершаемые действия.

В речи появляются наречия, числительные. Ребенок реже делает ошибки в согласовании, появляются сложноподчиненные предложения. Он еще может искажать слова со сложной слоговой структурой. Но его речь становится все более приближенной ко взрослой.

В 5 лет происходит активное усвоение грамматических категорий родного языка. Слоговая структура и звукопроизношение должны быть полностью сформированы. Могут возникнуть трудности со звуком Р. Ребенок может составлять не только рассказ-описание, но и повествование.

При построении предложений практически не делает ошибок в согласовании и подчинении слов. Учится согласовывать числительные с существительным. Активно использует союзы, местоимения, частицы и пространственные предлоги. Ребенок овладевает не только приставочно-суффиксальным способом образования слов, но и путем соединения двух основ. Учится образовывать притяжательные прилагательные.

Совершенствуется связная речь. В возрасте 5 лет ребенок уже может пересказывать более длинные сказки и рассказы без помощи взрослого. Он дает развернутые ответы, делится своими впечатлениями. Ребенок должен уметь выполнять звуко-буквенный анализ слова, речь становится все более грамматически оформлена. Постепенно дошкольник начинает овладевать навыками чтения, развивает свои моторные навыки.

К 6-7 годам грамматический строй полностью сформирован. Ребенок свободно общается сложными предложениями, связная речь похожа на речь взрослого. Звуковая сторона полностью сформирована. Ребенок может читать целыми словами, понимая смысл прочитанного. Умеет писать не только печатные, но и прописные буквы. К 7 годам у ребенка должна быть сформирована основа для дальнейшего обучения в школе и овладению коммуникационными навыками.

Что такое ФГОС?

Достаточно часто педагоги говорят родителям о том, что в садике осуществляется речевое развитие детей дошкольного возраста по ФГОС. Звучит это солидно, но совершенно непонятно для подавляющего большинства людей, выбирающих сад для своего ребенка.

Аббревиатура ФГОС расшифровывается весьма просто. Это государственные стандарты в сфере образования, имеющие федеральное значение. То есть, по существу это своеобразный аналог ГОСТа, только регулирует он не качество продукции, а услуги в сфере получения образования.

Adblock
detector